Письмо с фронта
В музее Новопокровской школы Ветлужского района создана экспозиция «Пионерское детство». В ней представлены фотографии, рисунки, альбомы, пионерская форма, символы, горн, барабан, значки, пионерское знамя — но самым ценным экспонатом является письмо с фронта Павла Александровича Соколова от 6 января 1945 года, сообщает Елена ШИЛЬНИКОВА, руководитель музея, учитель физики и астрономии, Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Павел Александрович был директором нашей школы. В 1939 году его призвали на срочную службу. В 1941 году началась Великая Отечественная война. П.А. Соколов защищал блокадный Ленинград, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу».
Учитель остается учителем всегда! Даже на войне:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Благодарю вас за ваше письмо и новогоднее пожелания. Взаимно — желаю и вам отличных результатов в учебе в 3-й четверти нового, 1945 года.
Очень жаль, что не получили вы одного моего письма и наша переписка становилась уже неинтересной; но сейчас, кажется мне, будем получать все ответы, которые будут нами написаны.
Из вашего письма видно, что некоторые ученики с плохими оценками закончили 2-ю четверть учебную. Это меня сильно огорчило. О том, что Вася Собровин плохо учится и нарушает дисциплину, вы писали в первом письме. Но какую оказали вы помощь ему и как вы помогли учителям, вы ничего не написали.
Может быть, Васе самостоятельно трудно готовиться к занятиям, тогда нужно ему помочь. Но если он ленится, нужно его заставить учить уроки в школе после занятий под вашим наблюдением. Каждый класс должен быть дружным, спаянным, и каждый ученик должен стараться, чтобы его класс был лучшим в школе, а следовательно — бороться, чтобы не было в нем плохих учеников.
Сейчас у вас в школе организован пионерский отряд. Так вот, задачей каждого пионера должно быть — помощь в учебе своим товарищам и помощь учителям в их работе.
Разве Вася Собровин не может стать хорошим учеником и быть пионером? Может! Нужно ему в этом помочь. Товарищеская взаимопомощь и взаимовыручка должна быть в учебе, в работе, на фронте; должна быть повсюду.
Васе нужно улучшить дисциплину, так как отличная дисциплина — залог успеха в учебе. Наша Красная Армия не одержала бы таких побед, если бы в ней не было отличной воинской дисциплины. А Вася этого еще не понял.
Я знаю, что вы, ребята, желаете в будущем стать кто летчиком, каким был Чкалов, таким, как трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин; кто желает стать трактористом, кто артиллеристом, кто моряком; каждый впоследствии должен служить в Красной Армии. Для этого сейчас на уроках военного дела, на уроках физкультуры, дома в свободное время нужно тренировать себя в физическом развитии, тренироваться в преодолении разных трудностей, чтобы развивать свою силу, стать ловким и смелым. Сейчас зимой нужно для этого организовывать коллективное катание на лыжах, на коньках, делать пешие походы.
Девочки должны учиться рукоделию, помогать в работе своим матерям, учиться санитарному делу.
Всем быть такими, как комсомольцы: Александр Матросов, Илья Шалунов, Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, молодогвардейцы Краснодона. Этим вы будете крепить обороноспособность нашей страны. Хорошо вы работали летом 1944 года…
Также не нужно забывать и о том, что вы весной будете сдавать экзамены. Чтобы сдать отлично их, нужно сейчас лучше изучать проходимый материал, начать повторение пройденного. Не нужно повторение откладывать на последние дни перед экзаменами, так как лучше погулять весной, нежели сейчас, да тогда и поспеете все пройденное повторить. Этим займитесь обязательно сейчас!
Старайтесь как можно лучше и интереснее поставить работу в пионерском отряде. Работу поставьте так, чтобы каждый ученик 3-го и 4-го класса желал вступить в пионеры, стать ленинцем.
Работы в свободное от учебы время для вас много: сбор металлолома, сбор и заготовка местных удобрений к весне, шефство над молодняком животноводческих ферм, читка газет населению, культурно-просветительные мероприятия, помощь семьям фронтовиков — это работа пионеров и школьников, и она будет большой помощью всему советскому народу и Красной Армии в окончательном разгроме врага в его собственном логове.
В прошлом письме вы просили описать: какую помощь оказывают дети Красной Армии на фронте? Раз вы одного моего письма не получили, могу повториться.
Помощь их очень разнообразна. В 1944 году, находясь в обороне под Псковом, один мальчик много раз по заданию нашего командования переходил линию фронта, ходил свободно в расположении немецких частей, выяснял сведения о противнике и обратно возвращался к нам. Он был разведчик. Награжден медалью “За отвагу”. Некоторые мальчики научились ремонтировать оружие, были связными и т. д.
В нашей части есть и сейчас один мальчик — Витя (13 лет), так он играет на барабане в духовом оркестре, участвует в художественной самодеятельности. Он носит военную форму: шинель, погоны, гвардейский значок, присвоено звание “ефрейтор”, но я его называю пионером. Мальчик очень умный, боевой, дисциплинированный. При встрече с ним он меня приветствует по-пионерски, когда я ему говорю: “Пионер! За дело Ленина, Сталина — будь готов!” Он отвечает: “Всегда готов” и отдает пионерский салют...»
Октябрята, пионеры, комсомольцы — прошлое, которое ушло безвозвратно и никогда не вернется. Но стоит ли его забывать навсегда, вычеркнуть из своей памяти? Я уверена, что нет. Мне кажется, что многое из их детства нам нужно взять в свою жизнь. Разве патриотизм устарел? Разве милосердие не современно? Разве быть первым плохо? Все лучшее из пионерского движения необходимо современным детским объединениям.
День пионерии отмечается в нашей школе всегда, мы проводим в этот день игру «Зарница», экскурсии по экспозиции музея, встречаемся с бывшими пионерами и комсомольцами. Нам это интересно!
ПОДЕЛИТЬСЯ: