Формирование функциональной грамотности у младших школьников
Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Понятие функциональной грамотности впервые зафиксировано в обновленном ФГОС НОО, принятом в прошлом году, и чрезвычайно актуально для педагогов. Поэтому в данном номере газеты вы найдете статьи, посвященные формированию функциональной грамотности у учащихся начальных классов, и научно-методическому сопровождению этого процесса. А введут вас в проблематику темы Светлана ТИВИКОВА, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования НИРО, и Наталья ЯШИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
Актуальность проблемы
Проблема современных подходов к формированию у школьников функциональной грамотности актуальна как никогда. В условиях быстро изменяющейся информационной среды уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов, общества. Сегодня ученые и педагоги признают необходимость нового содержательного наполнения понятия «функциональная грамотность», пересмотра ее компонентов.
Термин функциональная грамотность (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мере усиления потребностей человека участвовать в экономической, политической, культурной сферах жизни общества функциональная грамотность гражданина становится ценной не только для человека, но и для общества.
В последнее время функциональная грамотность рассматривается как способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Требования стандарта
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. В ФГОС НОО 2021 года отражается требование к формированию функциональной грамотности как «…способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, составляющих основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию…»
Решением задачи формирования функциональной грамотности на уровне начального общего образования занимается коллектив Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» под научным руководством Н.Ф. Виноградовой. На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов ВПР, НИКО, международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.
По убеждению российских ученых, функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания, применять полученные знания на практике, оценивать свое знание-незнание и стремиться к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют и метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. В соответствии с этим выделяют предметные виды функциональной грамотности – языковую, литературную, математическую, естественнонаучную, которые соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным видам грамотности относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная, финансовая, формирующиеся на любом предметном содержании.
Каково состояние решение проблемы формирования функциональной грамотности у младших школьников сегодня? Анализ результатов ВПР в 4-м классе и участия российских учащихся в международных исследованиях выявил основные недостатки в достижениях младших школьников:
– они недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на обобщение и интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и сравнения;
– не умеют высказывать предположения, гипотезы, строить доказательства.
Главная причина такого положения заключается в том, что задания на уроке по-прежнему в основном носят репродуктивный характер. Недостаточное внимание педагоги уделяют поисково-исследовательской работе учащихся на уроке, формированию у них навыков самостоятельной организации своей деятельности.
Научно-методическое сопровождение
Кафедрой начального образования НИРО в течение ряда лет обеспечивается научно-методическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности обучающихся.
В период введения и реализации ФГОС НОО проведены научные исследования по проблемам «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования», «Формирование информационной культуры участников образовательных отношений в соответствии с требованиями ФГОС НОО», «Создание и апробация модели квалитологической компетентности педагога начальной школы», «Развитие читательской компетентности младших школьников», «Преемственность в формировании универсальных учебных действий учащихся начальной и основной школы в процессе письменно-речевой деятельности», «Содержательно-методические аспекты формирования языковой функциональной грамотности у младших школьников» и др.
Результаты научно-исследовательской деятельности представлены для педагогической общественности в виде научных публикаций (монографий, статей в журналах «Нижегородское образование», «Начальная школа», сборниках материалов конференций международного и всероссийского уровней) и методических пособий. В помощь учителям начальных классов изданы методические пособия и монографии «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» (Москва, 2013), «Организация внеурочной деятельности младших школьников» (Москва, 2013), «Формирование основ гражданской идентичности» (Нижний Новгород, 2014), «Речевое развитие младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход» (Нижний Новгород, 2014), «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО» (Нижний Новгород, 2019).
В программах различных форм и моделей повышения квалификации педагогов начальных классов рассматриваются как предметные, так и интегративные компоненты функциональной грамотности. Особое внимание уделяется формированию метапредметных УУД в процессе изучения учебных предметов, умения работать с информацией, навыкам смыслового чтения. Учителя овладевают личностно ориентированными педагогическими технологиями, способствующими формированию функциональной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности: это проблемно-диалоговое обучение, проектно-исследовательская деятельность, критическое мышление через чтение и письмо, уровневая дифференциация обучения, ИКТ-технологии и др.
С целью формирования информационной грамотности обучающихся в 2016–2018 годах был реализован сетевой проект «Развитие информационной культуры участников образовательных отношений в начальной школе».
В апреле 2019 года кафедрой была проведена региональная научно-практическая конференция «Формирование функциональной грамотности у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности», где был представлен опыт инновационной деятельности педагогов образовательных организаций Нижегородской области по использованию эффективных технологий, методов, форм обучения и воспитания, способствующих формированию функциональной грамотности у младших школьников, и определены новые направления профессиональной деятельности педагогов начальной школы региона.
С 2020 года учителя начальных классов повышают свою квалификацию на курсах по проблемам формирования функциональной грамотности: «Формирование функциональной грамотности обучающихся в современной начальной школе», «Методика формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника», «Формирование регулятивных УУД у младших школьников в процессе речевой деятельности», «Формирование финансовой грамотности младших школьников в учебно-воспитательном процессе», «Формирование информационной культуры участников образовательных отношений на основе модели смешанного обучения в начальной школе», «Современные психолого-педагогические и предметные технологии в начальном образовании».
Только совместные усилия педагогов, обучающихся и преподавателей кафедры начального образования НИРО позволяют обеспечивать достойный уровень формирования функциональной грамотности у младших школьников.
ПОДЕЛИТЬСЯ: