Как мы дарим слова?
Для чего мы общаемся? В процессе общения происходит обмен чувствами, впечатлениями, опытом. В процессе общения мы дарим друг другу самих себя. Языковая функциональная грамотность — это развитая возможность человека подарить другому себя, размышляет Ольга ДЕДОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО.
В обновленном ФГОС НОО приоритетная цель изучения русского языка звучит так: «Приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа...» Чтобы напоминать детям об этих ценностях, учить опираться на них в трудных обстоятельствах своей жизни, появилась идея организации областных конкурсов, посвященных развитию русского языка и других языков нашей страны.
С 2015 года кафедрой начального образования НИРО в рамках реализации Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации и Концепции преподавания предметной области «Родной язык» в образовательных организациях Нижегородской области на 2020—2024 годы организуются и проводятся областные конкурсы для учителей и обучающихся начальной школы, студентов педагогических вузов и колледжей, а также родителей младших школьников. Названия конкурсов отражают ценностное отношение россиян к русскому языку как части национальной культуры нашего многонационального народа: «Я люблю свой родной язык» (2015), «Родного слова глубина» (2016), «Душа народа — родной язык» (2017), «Язык — история народа» (2018), «Книга в мир открывает двери» (2019), «Язык — душа нации» (2020—2022).
Конкурс «Язык — душа нации» посвящен объявленному в 2022 году Президентом Российской Федерации Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Цели и задачи конкурса:
— обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, как родного языка русского народа, как средства межнационального общения граждан России и граждан других стран;
— развитие интереса младших школьников, в том числе детей-инофонов, к изучению русского языка, литературы и истории отечественной культуры;
— повышение коммуникативной и социокультурной компетенций обучающихся, в том числе студентов педагогических вузов и колледжей; развитие их инициативы и творческих способностей; расширение кругозора, а также знаний о нематериальной культуре родного края.
Творческая работа выполнялась по четырем номинациям:
— «Исследуем язык и народное творчество»: проектные и исследовательские работы учащихся и педагогов
Проектные и исследовательские работы (мини-исследования) обучающихся под руководством педагога должны быть посвящены изучению истории языка, происхождению и бытованию загадок, пословиц, считалок, поговорок, фразеологизмов и т. п. Обязательным условием является наличие целеполагания, задач и этапов проектной (исследовательской) деятельности, результативности, презентационных и наглядных материалов, обеспечивающих мотивацию обучающихся.
Основные темы работ: «Ларец добрых слов», «Аз да буки — начало науки», «Архаизмы и историзмы в авторских сказках», «Устаревшие слова в произведениях детских поэтов», «История новых слов, возникших вместе с новыми предметами и явлениями», «Почему исчезают слова из нашего языка?», «Какие слова и откуда пришли в наш язык?», «Почему трудно отгадывать старинные загадки?», «Старые сказки на новый лад», «Возвращение старинных имен», «Почему это так называется?», «Откуда в русском языке эта фамилия?», «История моих имени и фамилии», «Откуда это слово появилось в русском языке?», «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре», «Русские слова в языках других народов» и др.
Продуктами проектно-исследовательской деятельности стали различные виды словариков (бытовые, этимологические, устаревших слов, старинных загадок, пословиц и поговорок, фразеологизмов), сравнительные таблицы слов современного языка и устаревших слов и вещей, «сказка на новый лад», эссе, презентация.
— «Открытие тайн родной культуры»: сценарий урока или занятия и презентация к нему
На уроке (занятии) могут изучаться родной язык и народная культура. Формы занятий: сценарии познавательно-игровых мероприятий, фестивалей, литературно-музыкальных композиций, классных часов, посвященных истории культуры народа.
— «За что я люблю свой родной язык» (номинация для детей иностранных граждан, живущих в России, — детей-инофонов)
Возможные формы работ:
— сочинение-миниатюра «Мой родной язык» или эссе о родном языке;
— проектное задание «Рассказ о слове»: что ты можешь рассказать о слове своего родного языка; сравни его со словом с таким же значением в русском языке;
— видеоролик выразительного чтения школьником стихотворения, исполненного на родном языке, и объяснение его значения на русском;
— выполненные самостоятельно или с помощью взрослых переводы с родного языка на русский небольших литературных и фольклорных произведений (рассказов, сказок, загадок, пословиц, стихотворений и т. п.) и др.
— «Слово в подарок»: сочинение-миниатюра
Основные темы детских работ: «Самые главные слова», «Мои любимые слова», «Можно ли подарить слово?», «Что можно сделать из слов?», «Как из слов вырастают тексты?», «Слово, из которого вырос мой текст» и др.
Участниками конкурсами стали педагоги, студенты, младшие школьники, дошкольники и их родители из Нижнего Новгорода и Нижегородской области, дети иностранных граждан из различных государств.
На конкурс прислано около 250 работ. Представляем вам работы в номинации «”Слово в подарок”: сочинение-миниатюра», авторами которых являются учащиеся начальной школы, а соавторами-организаторами — их педагоги и родители. В этих работах дети дарят людям свои слова и размышления, а педагоги видят результаты языковой функциональной грамотности, которую они сформировали у своих учеников.
ПОДЕЛИТЬСЯ: