«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

В соответствии с требованиями ФГОС НОО изучение русского языка в начальной школе направлено не только на знакомство с системой языка, но и на формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Умение создавать собственные высказывания и грамотно оформлять их в устной и письменной речи является показателем общей культуры человека и уровня его социализации. Формирование данного умения трактуется как социокультурная цель обучения младших школьников русскому языку, отмечает Наталья ЯШИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО.

 

 

Теоретические знания и языковые умения применяются младшими школьниками в основном в учебной деятельности. Международные исследования, результаты Всероссийской проверочной работы в 4-м классе свидетельствуют о том, что у учащихся начальных классов недостаточен уровень грамотности письменной речи, умений работать с текстом, а также навыков культурного общения и речевого поведения. Следовательно, проблема формирования функциональной грамотности у младших школьников в процессе изучения русского языка становится сейчас особенно актуальной.

Аспектами языковой функциональной грамотности являются:

стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры;

целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных;

готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.

Функциональная грамотность подразумевает наличие не только языковой, но и коммуникативной компетенции младших школьников — навыков речевого общения и поведения, владения культурой речи. Овладение функциональной грамотностью в процессе изучения русского языка означает наличие способности школьника использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач в разных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Показателями функциональной грамотности для устной речи младших школьников являются: понимание того, с кем говоришь (один или много, ровесник или взрослый, знакомый или незнакомый); с какой целью говоришь (вопрос, сообщение, воздействие); отбор языковых средств сообразно ситуации общения; соблюдение норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических); соблюдение правил речевого этикета.

В письменной речи функциональная грамотность обучающегося проявляется в его представлении об адресате письменного сообщения, в знании жанровых и стилистических особенностей создаваемого текста; во владении орфографическими и пунктуационными нормами; в стремлении к безошибочной записи собственного текста.

С целью формирования у обучающихся первоначальных представлений о нормах русского языка, значительного обогащения их активного словаря, развития культуры речи важно на каждом уроке применять словари разных типов. Педагоги строят систему работы со словарями со 2-го по 4-й класс, совершенствуют методы и приемы использования словариков, представленных в учебниках «Русский язык», и словарей, предназначенных для начальной школы.

Повышению грамотности письма способствуют такие традиционные виды работ, как списывание на основе алгоритма, письмо «с окошками», классификация слов по типам орфограмм, комментированное письмо, самодиктовка с орфографическим проговариванием и взаимодиктовка и проверка в парах, словарные и терминологические, предупредительные и объяснительные диктанты, нахождение и исправление ошибок и др.

Сегодня необходимо сделать процесс обучения языку более практико-ориентированным. Это невозможно осуществить без коммуникативно-деятельностного подхода, когда обучающиеся приобретают разносторонний опыт речевой деятельности в бытовой, общественной и культурной сферах.

Новые возможности в активизации у обучающихся применения в жизни теоретических сведений о системе языка, полученных в основном курсе «Русский язык», открывает преподавание нового учебного предмета «Родной язык (русский)». На этих уроках обучающиеся не только познают национальные особенности русского языка, но включаются в решение задач в речевой деятельности, связанной с общением, бытовой коммуникацией.

У педагогов расширяются возможности для проведения на уроках практических работ в парах и группах. Коммуникативные задания направлены на формирование навыков речевой культуры и этики общения: чтение по ролям, составление и разыгрывание диалогов на определенную тему, телефонных разговоров с одноклассниками и их родителями, поведенческих ситуаций в магазине, транспорте, библиотеке, театре и других общественных местах.

Важным направлением деятельности младших школьников становится создание «деловых» текстов: записка, объявление, письмо, поздравление, приглашение, инструкция, кулинарный рецепт. Обучающиеся тренируются в написании текстов-рассуждений на основе пословицы, фразеологизма, конкретной коммуникативной ситуации. Подобные задания включены в ВПР и, как показывает практика, вызывают затруднения у обучающихся. Важно также больше внимания уделять исправлению орфографических, речевых ошибок и стилистическому совершенствованию собственных текстов.

Таким образом, ориентация процесса обучения русскому языку на формирование функциональной грамотности позволит приблизить его к актуальным проблемам современной жизни школьников. Практико-ориентированный подход в обучении, безусловно, будет в большей степени способствовать формированию умений использовать знания в области теории языка в своей речевой деятельности, в решении конкретных жизненных задач, а также повышению уровня владения нормативным, этическим и коммуникативным аспектами культуры речи.

 

Школа № 6, июнь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN