Талант быть читателем
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и ценных для индивида. Чтение — основной источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения информации. Основы функциональной читательской грамотности закладываются в начальной школе, где осуществляется интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию, рассуждает Наталья КУЗЬМИНОВА, учитель начальных классов школы № 1 г. Павлово.
Функционально грамотно читать — это значит понимать, что читаешь, размышлять над прочитанным, оценивать поступки героев, фиксировать последовательность событий, излагать и аргументировать свою точку зрения, то есть читать осознанно.
Существуют методические приемы и техники, которые позволяют сформировать функциональное, смысловое чтение.
Прием «толстых» и «тонких» вопросов помогает думать над прочитанным, понимать произведение. «Тонкие» вопросы требуют однословного ответа, «толстые» — размышления, привлечения и извлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может использоваться на любой из трех стадий урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания прочитанного. «Толстые» вопросы значительно отличаются широтой и глубиной размышлений и последующих выводов.
Следующий не менее интересный прием — логическая цепочка. Данный прием помогает при пересказе большого по объему произведения. После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Например, в сказке «Гуси-лебеди» учащиеся восстанавливают последовательность событий. Выстраивается логическая цепочка для предложений: А тут и отец с матерью пришли; «Яблоня, матушка, спрячь меня!»; «Печка, матушка, спрячь меня!»; «Поешь моего лесного яблочка — скажу»; Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика.
Не менее эффективен прием «Древо мудрости». Ученики читают текст. Каждый пишет записку, в которой задает вопрос по тексту, и прикрепляет ее к нарисованному дереву (на доске). Обычно это листочки из блокнота на клейкой основе. Далее дети по очереди подходят к дереву, «снимают» записку и отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. В конце определяются лучшие знатоки произведения.
Прием синквейна известен многим. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме и проанализировать наиболее существенные элементы, сделать выводы и кратко сформулировать их.
Правила составления синквейна:
1-я строка — название синквейна;
2-я строка — два прилагательных;
3-я строка — три глагола;
4-я строка — фраза на тему синквейна;
5-я строка — синоним заголовка.
Прием «Мыслящие шляпы», или «Шесть шляп мышления», был впервые предложен английским психологом Э. де Боно. Данный прием помогает увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.
Прием «шести шляп» можно применять на этапе рефлексии. У каждой шляпы есть свои цвет, название и задание. «Белая шляпа — факты»: соберите все факты, опираясь на текст. «Красная шляпа — эмоции»: проанализируйте, используя слова из текста, какие чувства, эмоции испытывает герой. «Желтая шляпа — оптимизм»: найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает герой. «Черная шляпа — критика, или прогноз на будущее»: предположите, какие самые трагические события могут произойти с героями, обоснуйте их. «Зеленая шляпа — творчество»: ответьте, какие качества герой смог сохранить в себе, и подтвердите это словами из текста. «Синяя шляпа — жизненный урок»: ответьте на вопрос, чему тебя научил данный рассказ.
Для формирования и проверки функциональной грамотности у учащихся существует банк заданий Института стратегии развития образования РАО (http://www.centeroko.ru/reading/rl.html). Задания предназначены учащимся 4-х классов для проверки читательской грамотности и умений работать с информацией.
Большое число пособий по формированию функциональной грамотности предлагает издательство «Просвещение». Это серии книг «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», «Функциональная грамотность. Тренажеры» и электронный банк заданий по функциональной грамотности (https://shop.prosv.ru/funkcionalnaya-gramotnost).
На платформе Яндекс.Учебник есть карточки с разными уровнями сложности текста — с каждым годом детям даются более сложные задания. При этом ведется работа с незнакомыми словами и на соотнесение их с картинками (опора на визуальность для 1-го класса весьма важна), а также на понимание языковой игры.
На платформе Учи.ру проходит диагностика функциональной грамотности: «Читательская грамотность» (для учащихся 2—3-х классов) и «Три “К”» (для учащихся 4—5-х классов). Она состоит из интерактивных заданий, по сюжету которых ученик решает проблему, взаимодействуя с другими персонажами. Задания направлены на проверку следующих групп навыков: критическое мышление, коммуникация, кооперация, понимание социальных норм и институтов.
ПОДЕЛИТЬСЯ: