«Математика ум в порядок приводит»
Татьяна МАКСИМОВА, учитель начальных классов Валковской школы Лысковского района, выносит в заголовок своей статьи высказывание М. В. Ломоносова и рассматривает компоненты функциональной математической грамотности на основе книги Н.Ф. Виноградовой «Функциональная грамотность младших школьников» и соответствующие им виды заданий и упражнений.
Царица наук
Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника велик. Она влияет на информационную, читательскую, социальную, финансовую грамотность, общую культуру. Знания из области математики используются на уроках технологии, окружающего мира. Возникает вопрос: «Как формировать математическую грамотность в начальной школе?» Но для этого сначала нужно четко понять, что это такое и каких умений мы хотим достичь у младших школьников.
По Н.Ф. Виноградовой, математическая функциональная грамотность включает три характеристики.
Первая ее составляющая — это понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач, оценка учебных ситуаций (контекстов), требующих применения математических знаний и умений. Для ее реализации необходимы:
— Учебные задания, показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни.
— Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Умение ориентироваться в практической ситуации помогает ученикам быстро и правильно выполнять вычисления, находить и предупреждать ошибки.
Это дети могут сделать уже с 1-го класса, когда, не вычисляя, определяют, где меньше, где больше, так как уже понимают, что чем больше прибавить, тем больше получится, и т. д. Это задание можно дополнить таким: «Найди ошибку, не выполняя вычислений»: 6+2=4, 3–1=4.
— Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве, на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении. Важно, чтобы ребенок мог вырезать, приложить, повернуть фигуры, наложить их друг на друга.
— Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).
— Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Например, ученик нашел массу кирпича так: 3600:900=400 (кг), или скорость пешехода получилась 50 км/ч. Если ребенок увидел, что такого в жизни быть не может, он начинает искать ошибку. Это означает, что у школьника развит навык самоконтроля.
— Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики. При изучении периметра и площади есть много заданий, в которых надо соотнести житейские представления со знанием математики (длину забора, плинтуса, кружева с периметром, а расход плитки, краски, обоев — с площадью).
Гимнастика ума
Вторая составляющая математической грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с практической деятельностью человека. Для ее формирования нужно обратить внимание на:
— Упражнения на установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира. С 1-го класса встречаются такие задания: «Угадай задуманное число». Они позволяют осознать взаимосвязь между действиями сложения и вычитания, умножения и деления, учат рассуждать.
— Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями. Например: «Построй прямоугольники с одинаковой заданной площадью, но разным периметром».
— Упражнения на соотнесение, сравнение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.
— Выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин, упражнений на овладение математическими методами для решения учебных задач.
Здесь важно помнить о заданиях, в которых надо устанавливать и объяснять истинность или ложность высказываний в ситуациях, связанных с величинами и числами, геометрическими фигурами, о задачах на определение начала, конца или продолжительности какого-то события, о моделировании как методе познания. Ведь младшему школьнику нужно научиться переходить от текста к предметной, графической, краткой записи, таблице и наоборот; не только выполнять чертеж к задаче, но и дополнять или изменять условие по данному чертежу, дополнять модели и исправлять ошибку в чертеже.
Логика для жизни
И, наконец, третья составляющая: владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), математическим языком для решения учебных задач, построения математических суждений на примере практического материала, для реализации которой необходимы:
— Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
— Задания на построение математических суждений:
работа с таблицей (нахождение неизвестного девятого);
умение находить закономерность в ряду чисел или геометрических фигур;
установление истинности и ложности высказываний со словами все, некоторые, если, то;
рассуждение о взаимном расположении объектов;
сравнение вычислительных приемов и разных способов решения задач.
ПОДЕЛИТЬСЯ: