«Математика ум в порядок приводит»

Татьяна МАКСИМОВА, учитель начальных классов Валковской школы Лысковского района, выносит в заголовок своей статьи высказывание М. В. Ломоносова и рассматривает компоненты функциональной математической грамотности на основе книги Н.Ф. Виноградовой «Функциональная грамотность младших школьников» и соответствующие им виды заданий и упражнений.

 

 

Царица наук

Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника велик. Она влияет на информационную, читательскую, социальную, финансовую грамотность, общую культуру. Знания из области математики используются на уроках технологии, окружающего мира. Возникает вопрос: «Как формировать математическую грамотность в начальной школе?» Но для этого сначала нужно четко понять, что это такое и каких умений мы хотим достичь у младших школьников.

По Н.Ф. Виноградовой, математическая функциональная грамотность включает три характеристики.

Первая ее составляющая — это понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач, оценка учебных ситуаций (контекстов), требующих применения математических знаний и умений. Для ее реализации необходимы:

Учебные задания, показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни.

Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Умение ориентироваться в практической ситуации помогает ученикам быстро и правильно выполнять вычисления, находить и предупреждать ошибки.

Это дети могут сделать уже с 1-го класса, когда, не вычисляя, определяют, где меньше, где больше, так как уже понимают, что чем больше прибавить, тем больше получится, и т. д. Это задание можно дополнить таким: «Найди ошибку, не выполняя вычислений»: 6+2=4, 3–1=4.

Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве, на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении. Важно, чтобы ребенок мог вырезать, приложить, повернуть фигуры, наложить их друг на друга.

Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).

Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Например, ученик нашел массу кирпича так: 3600:900=400 (кг), или скорость пешехода получилась 50 км/ч. Если ребенок увидел, что такого в жизни быть не может, он начинает искать ошибку. Это означает, что у школьника развит навык самоконтроля.

Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики. При изучении периметра и площади есть много заданий, в которых надо соотнести житейские представления со знанием математики (длину забора, плинтуса, кружева с периметром, а расход плитки, краски, обоев — с площадью).

Гимнастика ума

Вторая составляющая математической грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с практической деятельностью человека. Для ее формирования нужно обратить внимание на:

Упражнения на установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира. С 1-го класса встречаются такие задания: «Угадай задуманное число». Они позволяют осознать взаимосвязь между действиями сложения и вычитания, умножения и деления, учат рассуждать.

Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями. Например: «Построй прямоугольники с одинаковой заданной площадью, но разным периметром».

Упражнения на соотнесение, сравнение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.

Выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин, упражнений на овладение математическими методами для решения учебных задач.

Здесь важно помнить о заданиях, в которых надо устанавливать и объяснять истинность или ложность высказываний в ситуациях, связанных с величинами и числами, геометрическими фигурами, о задачах на определение начала, конца или продолжительности какого-то события, о моделировании как методе познания. Ведь младшему школьнику нужно научиться переходить от текста к предметной, графической, краткой записи, таблице и наоборот; не только выполнять чертеж к задаче, но и дополнять или изменять условие по данному чертежу, дополнять модели и исправлять ошибку в чертеже.

Логика для жизни

И, наконец, третья составляющая: владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), математическим языком для решения учебных задач, построения математических суждений на примере практического материала, для реализации которой необходимы:

Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.

Задания на построение математических суждений:

работа с таблицей (нахождение неизвестного девятого);

умение находить закономерность в ряду чисел или геометрических фигур;

установление истинности и ложности высказываний со словами все, некоторые, если, то;

рассуждение о взаимном расположении объектов;

сравнение вычислительных приемов и разных способов решения задач.

 

 

Школа № 6, июнь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN