Как помочь детям полюбить книги
О рождении интереса к чтению у младших школьников, пробуждении желания самостоятельно и систематически читать размышляет учитель начальных классов лицея № 40 Нижегородского района Нижнего Новгорода Татьяна СТРОКИНА.
Любовь к чтению может появляться у человека по-разному. Один из путей — это партнерство школы и семьи, семейные традиции, связанные с чтением. Формой общения людей разного возраста, позволяющей им говорить о литературе, о книгах, может стать литературная гостиная, заимствованная в основных своих чертах из культурной жизни XIX века. Но и сегодня она может сыграть свою роль в литературном образовании школьников, служить местом, где дети и взрослые обсуждают интересные для них книги.
В определении темы очередной литературной гостиной могут принимать участие и учитель, и учащиеся, и родители. Для проведения заседаний литературной гостиной у учеников должны быть хорошее знание художественного текста и желание обсуждать именно это произведение. Так, например, с помощью опроса мы выяснили, что одной из любимых книг представителей разных поколений оказалась книга Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», которой и была посвящена одна из литературных гостиных. В подготовке и проведении таких встреч принимают участие дети и взрослые, используются выставки рисунков, конкурсы, викторины, различные виды драматизации.
Кроме этого, для многих моих учащихся увлекательным оказались небольшие исследования, связанные с чтением и книгами: изучение истории создания книг, интересных фактов из жизни писателей, исследование читательских предпочтений сверстников и взрослых, собственных домашних библиотек.
Темами подобных исследований могут стать такие, как:
— «Сколько книг в моей библиотеке» (художественных, детских, профессиональных);
— «Как появилась наша домашняя библиотека»;
— «Любимые книги моих близких»;
— «Семейные предания, связанные с книгами» и др.
Многие мои ученики с помощью родителей, бабушек и дедушек знакомятся с книгами, которые их близкие читали в детстве, устраивают семейные чтения, обсуждают вместе прочитанное. Так, работа одного из моих учеников — Георгия Елисеева — и посвящена описанию книг из его домашней библиотеки как семейной реликвии.
Семейная реликвия
В нашей домашней библиотеке есть три удивительные книги. Удивительны они по нескольким причинам. Во-первых, это самые старые книги нашей библиотеки — им почти двести лет. Во-вторых, даже внешний вид отличает их от современных книг. И, в-третьих, с этими книгами связано семейное предание.
Моя прабабушка Вера во время Великой Отечественной войны была студенткой Московского университета. Жила она в общежитии, родители были далеко, и ей нередко приходилось голодать, так как еду получали по карточкам, а это было 100—200 граммов хлеба в день. Но у нее была редкая группа крови — первая отрицательная, и прабабушка стала донором, ведь ее кровь могла помочь выздороветь многим раненым.
Однажды она шла по улице и заметила старушку, продававшую три старые книги из собрания сочинений российского поэта Г.Р. Державина. Эти книги никто не покупал, про этого поэта в то время или забыли, или не знали. Прабабушка отдала старушке свою стипендию и всю еду, которая у нее была с собой (донорам полагалось дополнительное питание, чтобы восстановить силы). Прожить до следующей стипендии ей помогли ее подруги по общежитию — Аня и Марина.
Так у нее и появились эти старинные книги. Во всех жизненных обстоятельствах она смогла их сохранить. В них многое кажется необычным, не похожим на современные издания. Все три тома изданы еще при жизни А.С. Пушкина — в 1831 году. У них темно-красные переплеты, коричневые потертые обложки с узором, похожим на морские камушки. Обложки из толстого картона, наверное, чтобы книги могли долго служить своим читателям. Тонкая бумага хоть и пожелтела, но выглядит прочной. В самом начале первого тома размещен портрет автора. Каждый том начинается иллюстрацией, перед которой вклеена тонкая папиросная бумага, наверное, для сохранения рисунков. Сами иллюстрации приклеены на более плотную бумагу и хорошо сохранились. На первой странице одного из томов — простой, немного стершийся экслибрис, на котором можно различить только отчество владельца книги «Яковлевичъ» и место его проживания — «въ Москве».
Читать эти книги трудно: они написаны по правилам дореволюционной орфографии и в них много устаревших и непонятных слов. Но то, что я сумел прочитать, помогает понять, что Державин был хорошим, мудрым поэтом:
По крайней мере путь я к свету проложу,
Пускай другiе кто за мною идутъ в следъ…
Теперь довольнымъ я къ покою отхожу;
Исполнил я мой долгъ; — дорога къ свету есть.
Взрослые рассказали мне, что именно Державин, услышав стихи Александра Пушкина на экзамене в Лицее, благословил его как поэта, имеющего большое будущее.
Необычно для сегодняшнего времени в книгах и то, что в конце последнего тома перечислены «Имена особъ, подписавшихся на сочиненiе Г.Р. Державина». Среди них и «Его Высокоблагородiе», и вологодский купец, и смотритель Павловского казенного винокуренного завода, и книгопродавцы, и даже князь Голицын, Сергей Сергеевич, «Двора Его Императорскаго Величества Егермейстеръ».
Когда берешь в руки эти книги и рассматриваешь их, кажется, что попадаешь в прошлое и беседуешь с теми, кто читал эти книги до тебя.
Эти книги хранятся в моем книжном шкафу. Думаю, что они и дальше будут жить в нашей семье как дорогая реликвия.
Изучение мнений учащихся и родителей, диагностика уровня развития смыслового чтения у младших школьников позволяют утверждать, что партнерство школы и семьи в формировании функциональной читательской грамотности помогает расширять круг детского чтения, способствует повышению осознанности чтения и интереса к нему, и в целом — становлению личности детей, с вниманием относящихся к окружающему миру.
ПОДЕЛИТЬСЯ: