Актуализация воспитательных процессов в дошкольном образовании региона

В последнее десятилетие ученые, общественные деятели, политики, представители старшего поколения отмечают недостаточный уровень воспитания детей, который не соответствует перспективам развития общества. В связи с этим во многих официальных документах последних лет акцентируется внимание на возвращении вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивается актуальность целенаправленного воспитания на всех уровнях образования, отмечает Алла ЧЕМЕНЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования НИРО.

 

 

Приоритет воспитанию

Осознание необходимости усиления воспитательной составляющей образования привело к разработке Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Реализация данной стратегии повлекла за собой изменения и в нормативной базе образования. Самым значимым стало внесение в 2020 году изменений в главный документ, регулирующий образование в государстве, — Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» внес изменения в действующий федеральный закон в части усиления воспитания подрастающих поколений.

Изменилось само понятие «воспитание». В нынешней редакции «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Важным документом в контексте изменения законодательства стало письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 16 июля 2021 года № АЗ-288/06, содержащее примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Таким образом, с 1 сентября прошлого года начала выстраиваться обновленная система воспитания в дошкольных образовательных организациях. Все детские сады страны переработали образовательную программу, которая сегодня должна включать в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы, усилился акцент на организации воспитания обучающихся.

Испытание на прочность

Нас, несомненно, интересует состояние воспитательной работы в нашем регионе, и в первую очередь важно понять, как обстоит дело с воспитанием на первом уровне образования — дошкольном.

Система дошкольного образования Нижегородской области динамична и развивается в соответствии с целями и задачами, которые ставит перед нею государство и общество. Для эффективного управления развитием системы воспитательной работы в регионе проводятся как на уровне образовательной организации, так и на региональном уровне: мониторинг результата управленческой деятельности; диагностика актуального состояния управления развитием системы воспитательной работы; проектирование будущего состояния управления развитием системы воспитательной работы.

Конечно, мы понимаем, что система дошкольного образования региона (так же как и всей России) попала в сложную ситуацию, не сравнимую с организациями начального и основного общего образования. Требование ФЗ № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» всем образовательным организациям привести в соответствие с положениями Федерального закона образовательные программы стало для детских садов реальным испытанием. В то время как примерная программа воспитания для школ была разработана и принята 2 июня 2020 года и у данных организаций был целый год для изменений, примерная программа для дошкольных организаций была принята 1 июля 2021 года. То есть вносить изменения в программы, строить воспитательную систему, изменять развивающую предметно-пространственную среду (РППС) детским садам пришлось буквально за два месяца. Тем не менее большинство муниципальных систем дошкольного образования региона справились с этой задачей.

Эффективно управлять воспитанием

В марте министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области совместно с Нижегородским институтом развития образования запустило мониторинг эффективности управленческих решений муниципальных отделов управления образованием в области функционирования системы дошкольного воспитания региона. Целью мониторинга было оценить состояние воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях муниципальных районов и городских и муниципальных округов нашей области. Кроме того, было важно установить, насколько владеют ситуацией специалисты и методические службы органов, осуществляющих управление в сфере образования, как регулируют процессы, происходящие в муниципальной системе дошкольного образования, какие управленческие решения принимаются на муниципальном уровне и как отслеживается их эффективность.

Результаты мониторинга были приведены на семинаре-совещании «Управление воспитательной работой в системе дошкольного образования Нижегородской области», на который были приглашены специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, и специалисты районных методических служб, занимающиеся вопросами дошкольного образования. В онлайн-трансляции участвовали все муниципальные образования региона. На семинаре-совещании происходил обмен опытом и мнениями по вопросам управления воспитательной работой в муниципальной системе дошкольного образования.

Ирина Кольцова, консультант сектора содержания образования отдела дошкольного и общего образования детей управления дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, в своем выступлении подчеркнула, что условиями успешной реализации управления дошкольным воспитанием на уровне муниципалитета являются: оснащение ресурсами (кадровыми, информационными, материально-техническими, финансовыми); актуализация мотивационной функции управления; включение педагогов в деятельность по созданию воспитательных компонентов РППС; наличие эффективной системы взаимодействия с семьями воспитанников; документационное обеспечение управления.

Именно такие условия созданы в Арзамасе, Городецком муниципальном округе, Сергачском муниципальном районе, представители которых рассказали о своем опыте создания системы воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях. Было приятно услышать, что многие детские сады используют в качестве регионального компонента воспитания детей дошкольного возраста программы, созданные на инновационных площадках кафедры до­школьного образования НИРО: «Мыроссияне, мы — нижегородцы» (авторы — Е.Б. Бухарева, И.Н. Кольцова, Т.А. Ревягина), «Возвращение к истокам» (авторы — сотрудники МБДОУ «Детский сад № 116» Автозаводского района Нижнего Новгорода, под общей редакцией Т.А. Ревягиной), «С чистым сердцем» (авторы — Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинина) и «Веселый Рюкзачок» (авторы — А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова).

Взрослые — детям

Качество воспитания дошкольников зависит от многих условий, но в первую очередь от воспитанности окружающих их взрослых — педагогов, родителей, сотрудников детского сада. Кроме того, важна методическая и технологическая компетентность воспитателей и специалистов ДОО.

Кафедра дошкольного образования НИРО предлагает множество способов развития данных компетентностей — это новые дополнительные профессиональные программы, связанные с решением задач воспитания в детском саду и семье, стажерские и инновационные площадки по актуальным проблемам воспитания, семинары, консультации, вебинары, профессиональные конкурсы, методические рекомендации, публикация успешного опыта воспитательной работы, участие в федеральных пилотных площадках, в том числе по апробации примерной рабочей программы воспитания Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

Чтобы достичь эффекта обновленной системы воспитания в дошкольных образовательных организациях, необходимы консолидация всех заинтересованных в успехе сторон, привлечение социальных партнеров, общественных организаций. Важно помнить, что приоритет воспитания — не просто очередной тренд системы дошкольного образования, а значимый вклад в будущее страны.

 

Школа № 7, август 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN