Актуализация воспитательных процессов в дошкольном образовании региона
В последнее десятилетие ученые, общественные деятели, политики, представители старшего поколения отмечают недостаточный уровень воспитания детей, который не соответствует перспективам развития общества. В связи с этим во многих официальных документах последних лет акцентируется внимание на возвращении вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивается актуальность целенаправленного воспитания на всех уровнях образования, отмечает Алла ЧЕМЕНЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования НИРО.
Приоритет — воспитанию
Осознание необходимости усиления воспитательной составляющей образования привело к разработке Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Реализация данной стратегии повлекла за собой изменения и в нормативной базе образования. Самым значимым стало внесение в 2020 году изменений в главный документ, регулирующий образование в государстве, — Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» внес изменения в действующий федеральный закон в части усиления воспитания подрастающих поколений.
Изменилось само понятие «воспитание». В нынешней редакции «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Важным документом в контексте изменения законодательства стало письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 16 июля 2021 года № АЗ-288/06, содержащее примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Таким образом, с 1 сентября прошлого года начала выстраиваться обновленная система воспитания в дошкольных образовательных организациях. Все детские сады страны переработали образовательную программу, которая сегодня должна включать в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы, усилился акцент на организации воспитания обучающихся.
Испытание на прочность
Нас, несомненно, интересует состояние воспитательной работы в нашем регионе, и в первую очередь важно понять, как обстоит дело с воспитанием на первом уровне образования — дошкольном.
Система дошкольного образования Нижегородской области динамична и развивается в соответствии с целями и задачами, которые ставит перед нею государство и общество. Для эффективного управления развитием системы воспитательной работы в регионе проводятся как на уровне образовательной организации, так и на региональном уровне: мониторинг результата управленческой деятельности; диагностика актуального состояния управления развитием системы воспитательной работы; проектирование будущего состояния управления развитием системы воспитательной работы.
Конечно, мы понимаем, что система дошкольного образования региона (так же как и всей России) попала в сложную ситуацию, не сравнимую с организациями начального и основного общего образования. Требование ФЗ № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» всем образовательным организациям привести в соответствие с положениями Федерального закона образовательные программы стало для детских садов реальным испытанием. В то время как примерная программа воспитания для школ была разработана и принята 2 июня 2020 года и у данных организаций был целый год для изменений, примерная программа для дошкольных организаций была принята 1 июля 2021 года. То есть вносить изменения в программы, строить воспитательную систему, изменять развивающую предметно-пространственную среду (РППС) детским садам пришлось буквально за два месяца. Тем не менее большинство муниципальных систем дошкольного образования региона справились с этой задачей.
Эффективно управлять воспитанием
В марте министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области совместно с Нижегородским институтом развития образования запустило мониторинг эффективности управленческих решений муниципальных отделов управления образованием в области функционирования системы дошкольного воспитания региона. Целью мониторинга было оценить состояние воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях муниципальных районов и городских и муниципальных округов нашей области. Кроме того, было важно установить, насколько владеют ситуацией специалисты и методические службы органов, осуществляющих управление в сфере образования, как регулируют процессы, происходящие в муниципальной системе дошкольного образования, какие управленческие решения принимаются на муниципальном уровне и как отслеживается их эффективность.
Результаты мониторинга были приведены на семинаре-совещании «Управление воспитательной работой в системе дошкольного образования Нижегородской области», на который были приглашены специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, и специалисты районных методических служб, занимающиеся вопросами дошкольного образования. В онлайн-трансляции участвовали все муниципальные образования региона. На семинаре-совещании происходил обмен опытом и мнениями по вопросам управления воспитательной работой в муниципальной системе дошкольного образования.
Ирина Кольцова, консультант сектора содержания образования отдела дошкольного и общего образования детей управления дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, в своем выступлении подчеркнула, что условиями успешной реализации управления дошкольным воспитанием на уровне муниципалитета являются: оснащение ресурсами (кадровыми, информационными, материально-техническими, финансовыми); актуализация мотивационной функции управления; включение педагогов в деятельность по созданию воспитательных компонентов РППС; наличие эффективной системы взаимодействия с семьями воспитанников; документационное обеспечение управления.
Именно такие условия созданы в Арзамасе, Городецком муниципальном округе, Сергачском муниципальном районе, представители которых рассказали о своем опыте создания системы воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях. Было приятно услышать, что многие детские сады используют в качестве регионального компонента воспитания детей дошкольного возраста программы, созданные на инновационных площадках кафедры дошкольного образования НИРО: «Мы — россияне, мы — нижегородцы» (авторы — Е.Б. Бухарева, И.Н. Кольцова, Т.А. Ревягина), «Возвращение к истокам» (авторы — сотрудники МБДОУ «Детский сад № 116» Автозаводского района Нижнего Новгорода, под общей редакцией Т.А. Ревягиной), «С чистым сердцем» (авторы — Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинина) и «Веселый Рюкзачок» (авторы — А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова).
Взрослые — детям
Качество воспитания дошкольников зависит от многих условий, но в первую очередь от воспитанности окружающих их взрослых — педагогов, родителей, сотрудников детского сада. Кроме того, важна методическая и технологическая компетентность воспитателей и специалистов ДОО.
Кафедра дошкольного образования НИРО предлагает множество способов развития данных компетентностей — это новые дополнительные профессиональные программы, связанные с решением задач воспитания в детском саду и семье, стажерские и инновационные площадки по актуальным проблемам воспитания, семинары, консультации, вебинары, профессиональные конкурсы, методические рекомендации, публикация успешного опыта воспитательной работы, участие в федеральных пилотных площадках, в том числе по апробации примерной рабочей программы воспитания Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.
Чтобы достичь эффекта обновленной системы воспитания в дошкольных образовательных организациях, необходимы консолидация всех заинтересованных в успехе сторон, привлечение социальных партнеров, общественных организаций. Важно помнить, что приоритет воспитания — не просто очередной тренд системы дошкольного образования, а значимый вклад в будущее страны.
ПОДЕЛИТЬСЯ: