Воспитание бережливого отношения ко времени
Бережливость — качество, характеризующее заботливое отношение человека к материальным и духовным благам, к собственности. Воспитание бережливости — одна из существенных сторон в развитии ребенка. В дошкольном возрасте у детей интенсивно закладываются моральные чувства, усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения со взрослыми и ровесниками. Чем раньше начать учить детей беречь свои одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них воспитываются уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости. Об этом рассказывают Светлана ТЯПУХИНА, заведующая и руководитель клуба молодой семьи «Гармония» Починковского детского сада № 8, и Ольга ГУБАНОВА, мама воспитанника данной ДОО и член клуба.
Как научить планировать свое время?
Многим детям сложно приспособиться к школе, так как с 1-го класса на все их увлечения остается всего несколько часов. Кроме домашнего задания, помощи маме и общения с друзьями нужно много чего сделать. Но даже несмотря на то что у ребят пока нет навыков, чтобы самостоятельно составлять свое расписание, мы можем начать учить их, как планировать свое время, еще в детском саду.
Если мы обучим малышей управлять временем с раннего возраста, это поможет им в самоорганизации на протяжении всей жизни. При этом нужно помнить о том, что каждый возраст понимает время по-своему.
Временем можно управлять!
Для трех-и четырехлетних детей время по сути делится на «сейчас» и «не сейчас». Но этого достаточно, чтобы помочь им понять, как предсказать и спланировать то, что будет дальше.
Мы используем упражнения по развитию чувства времени, например:
— Поговорите о смене времен года. Времена года ярче всего показывают цикличность времени. Так, наблюдая за деревом, дошкольники могут увидеть прогресс: зеленые листья становятся желтыми и красными, затем коричневыми и, в конце концов, опадают. Прежде чем снова вернуться к жизни весной, дерево зимует без листьев. Это осязаемое представление о течении времени дети вполне могут понять уже в три года.
Как это помогает воспитанникам в управлении временем? Наблюдая закономерности в природе и в своей повседневной жизни, малыши интуитивно улавливают понятие времени и то, как создавать порядок. Подкрепите это, например, попросив вашего ребенка отсортировать семейные фотографии по сезонам. Или укажите закономерности в природе, когда вы идете на прогулку.
— Составьте расписание. Как взрослые используют календарь с заметками, так для детей можно сделать расписание с картинками. Например, нарисовать или прикрепить изображение яблока для перекуса и книги для вечернего чтения. Таким образом, хотя малыши не могут сказать точный час, когда, например, будет обед, они знают, что он наступает после прогулки. Это дает им успокаивающее чувство порядка и предсказуемости.
Попросите ребенка отмечать шаги по мере их выполнения — это важный урок, позволяющий разбить большую работу на более мелкие и быстрее выполнимые.
— Практикуйте ожидание. Управление временем на самом базовом уровне — это способность откладывать удовлетворение. Например, если малыш хочет в кино, запланируйте поход в кинотеатр на выходной, а не на следующий день. Так ближе к выходным у ребенка будет копиться ожидание и появится представление о том, что значит откладывать что-то положительное.
— Учите искусству терпения через планирование праздника, например, обсуждая, куда дошкольник хочет поехать. Искусству терпения хорошо учат растения: посадите луковицу, поливайте ее и наблюдайте, как она медленно растет.
Таким образом, когда воспитанники перейдут из детского сада в 1-й класс, они будут готовы «читать» календари и часы. Это основы, которые им нужны, чтобы придерживаться расписания и успевать все делать вовремя.
Порядок на страже времени
Еще один важный аспект в управлении временем — это соблюдение порядка. К нему нужно приучать с ранних лет. Ребенок не пойдет вовремя в школу, если в общем хаосе его комнаты потерялся карандаш.
Чтобы побудить дошкольника хранить предметы домашнего обихода (или содержать комнату) в порядке, придумайте свое мифическое существо, чтобы дарить ему угощения и записки. Например, домовенок доволен, когда в комнате чисто. У домовенка целый пирог, и он его постепенно съедает. У домовенка осталось пол-пирога, пора одеваться на прогулку. Домовенок съел еще четверть пирога — осталось пятнадцать минут. Лучше всего визуализировать вашего персонажа на плакате и показывать, сколько пирога осталось.
Все эти навыки помогут ребенку с бережливостью относиться к личному и чужому времени, ведь время — это самое ценное, что у нас есть.
ПОДЕЛИТЬСЯ: