Пальчиками играем - речь развиваем
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования речи. Задачи воспитателя и родителей в этот период — помочь воспитанникам овладеть родным языком и накопить значительный запас слов, отмечает воспитатель детского сада «Теремок» Урени Татьяна РАЗУМОВА.
Учить говорить
В последние пять-десять лет уровень речевого развития дошкольников заметно снизился, и с каждым годом возрастает количество малышей с нарушением речи. Почему? Родители меньше говорят с ребенком, и он меньше говорит, потому что больше смотрит и слушает теле-, аудиоаппаратуру. Современные дети редко делают что-то своими руками, потому что игрушки и вещи устроены максимально просто.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию.
Особое место в этом плане занимают пальчиковые игры, главная цель которых — улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на речевое развитие ребенка.
В своей работе я использую пальчиковые игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Но наибольшее внимание уделяю пальчиковым играм с потешками.
Дети с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, с удовольствием осуществляют действия пальчиками или кистью руки согласно содержанию потешки. Они сосредоточенно выполняют движения, улыбаются и часто просят повторить упражнение или игру еще раз. В этот момент у ребенка и зарождается интерес к пальчиковым играм.
Во время занятий с пальчиками учитываю, что словарный запас детей раннего возраста невелик, поэтому для расширения его использую такие потешки, как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока» и другие.
Эти игры являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения и восприятия их на эмоциональном уровне. Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие («Ай ду-ду-ду-ду!», «Вдоль по реченьке лебедушка плывет», «Как у нашего кота…», «Улитка, улитка, покажи рога!», «Бушки-барашки», «Две сороконожки бежали по дорожке...»), другие достаточно велики («Семья», «Мальчик-пальчик, где ты был?»).
Наши пальчики не устали!
При подготовке и проведении пальчиковых игр придерживаюсь следующих принципов:
— Перед проведением пальчиковых игр разогреваю ручки детей (можно похлопать или потереть ладошки, подышать на них или погреть теплой водой под краном).
— Выполняю упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
— В играх обязательно должен поучаствовать каждый из десяти пальчиков малыша (особенно безымянный и мизинчик — они самые «ленивые»).
— Наиболее понравившиеся игры оставляю в своей картотеке и возвращаюсь к ним по желанию ребенка.
— Не принуждаю воспитанника к игре.
Работа по развитию речи детей раннего возраста будет наиболее успешной и плодотворной только в сотрудничестве с родителями. Для этого подбираю для родителей разнообразный информационный материал:
— консультация «Роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста»;
— рекомендации по проведению пальчиковых игр;
— памятка «Пальчиковые игры для развития речи»;
— буклет «С пальчиками играем — речь развиваем».
Напоминаю родителям, что игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама во время пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимает, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает необходимые эмоциональные впечатления.
Таким образом, дети с удовольствием играют как в знакомые пальчиковые игры, так и в новые, повторяют текст потешек, выполняют движения пальчиками. Пальчиковые игры и упражнения — не только уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей, но и радостное общение малышей со взрослыми и друг с другом.
ПОДЕЛИТЬСЯ: