Знать и наблюдать природу
Экологические проекты, авторские дидактические игры, акции, реализуемые Валерией ЧЕРКАСОВОЙ, воспитателем детского сада № 33 «Золотая рыбка» Кстова, направлены на общение детей с природой. Чтобы решить проблему экологического образования, она стремится научить своих воспитанников доброму, заботливому и внимательному отношению к окружающему миру.
Если участие, то активное!
Ярким примером экологической деятельности для меня и моих воспитанников является участие в природоохранных акциях и проектах, конкурсах на уровне ДОО, муниципальном и областном уровнях. Это природоохранная акция «Покормим птиц», акция «Посади цветок — подари улыбку людям», акции в детской библиотеке по сбору батареек, конкурс «Школьный гербарий», конкурс рисунков «Планета колючки». Также в нашей группе реализовывались проекты: «Покормим птиц зимой, чтобы спели нам весной», «Цветы».
В течение всего года мы постоянно следим за изменениями в природе, так как наблюдение — самый важный источник знаний о ней. Заполнение календаря природы — это еще одно занятие, связанное с наблюдением в повседневной жизни. С детьми мы регулярно фиксируем погоду и состояние диких птиц и животных во время наблюдения. В группах младшего и среднего возраста воспитатель помогает воспитанникам находить изображения природных явлений, наблюдаемых на прогулке; в старших группах — учит находить и рисовать дни недели в календаре, значки, обозначающие погодные явления, и изображать деревья и покров земли в точном соответствии с их текущим сезонным состоянием.
Анализ живописи позволяет детально изучать природные явления и оставляет яркий след в сознании ребенка. Часто невозможно проводить непосредственные наблюдения из-за изменчивости природы. При знакомстве детей с природой используются беседы, занятия, художественное слово и рассматривание картин знаменитых художников.
Рассматривание художественных картин (И.И. Шишкин «Рожь», И.И. Левитан «Золотая осень», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу») может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
Собираем гербарий и играем
Каждый сезон для детей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать им возможность изучить концепцию сезонных изменений на собственном опыте, что ляжет в основу целостной картины окружающей природы. Этому способствует сбор гербария — одно из самых интересных занятий для общения с природой и последующего использования природных материалов для изготовления поделок.
Воспитанники собирают растения в качестве гербария и в дальнейшем сушат и систематизируют их. Это прекрасная возможность для эффективного общения между детьми и их родителями, когда прогулка в парк или лес становится увлекательным путешествием в мир знаний.
Дошкольники постарше, которые самостоятельно высушат гербарий, также получат массу положительных эмоций, а приобретенные таким образом знания надолго останутся в памяти.
— Экран обучения: при ознакомлении воспитанников с природой в детском саду используются презентации, фильмы, телефильмы. С их помощью у детей появляются представления о динамике явлений природы — о росте и развитии растений и животных, о работе взрослых, показывающих явления, происходящие в природе.
— Дидактические игры: в них малыши объясняют, восстанавливают и расширяют свои представления об объектах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры заставляют детей обобщать и классифицировать информацию. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизации и пополнению словарного запаса.
— Игры с предметами: листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами («Чудесный мешочек», «Чей листок на ветке?») — широко используются во всех возрастных группах. Настольные печатные игры: «Лото животных», «Лото растений», «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Четвертый лишний» — позволяют систематизировать знания детей о растениях, животных и неживых природных явлениях. Каламбуры «Кто летает, бегает и прыгает» и «Вам нужно — вам не нужно» применяются для закрепления знаний. Подвижные игры естественного характера связаны с подражанием повадкам животных и их образу жизни: «Курица и цыплята», «Кошка и мыши», «Солнце и дождь».
Познание окружающего мира
Работа на свежем воздухе организуется в форме индивидуальных и коллективных заданий. Индивидуальные задания позволяют более тщательно направлять действия детей, а групповые тренируют навыки деятельности всех воспитанников группы одновременно, учат слаженности действий, вырабатывают умение договариваться и распределять роли. Основными формами работы с детьми являются наблюдения, проектная деятельность, экспериментирование. Опытническая деятельность используется нами как средство решения познавательных задач, ведь она требует особого процесса: анализа, соотношения известных и неизвестных данных. Условия эксперимента обсуждаются под руководством воспитателя.
Беседа воспитателя имеет целями расширить знания дошкольников о знакомых им явлениях, животных и растениях, а также познакомить с новыми явлениями и фактами. История должна сопровождаться пояснительными материалами — фотографиями, картинами, презентациями.
Таким образом, содержание экологического образования и возможность его реализации в ДОО тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственное и постоянное окружение ребенка, а также различные методы в работе воспитателя являются ключом к правильной организации воспитательного процесса и достижению ожидаемых результатов.
ПОДЕЛИТЬСЯ: