Гендерный подход к детям среднего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте происходит становление самосознания ребенка. Один из важнейших компонентов этого — осознание себя как представителя определенного пола. Вместе с тем современная модель общества ведет к смещению традиционного мужского и женского поведения — феминизации мужчин и омужествлению женщин, считает старший воспитатель детского сада № 7 «Полянка» Кстова Наталья БАРАХТИНА.
Кто я?
Одним из ранних новообразований ребенка дошкольного возраста считается принятие своего пола, понимание себя как носителя определенного набора полоролевых характеристик. Гендерная идентичность дошкольника характеризуется степенью сформированности представлений о себе (когнитивный компонент), принятия себя (эмоционально-ценностный компонент) как носителя определенной половой роли и соответствия демонстрируемого поведения этим представлениям (поведенческий компонент). Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково по причине того, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. В связи с этим первоочередной задачей для воспитателей является реализация дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам — учет индивидуальных особенностей ребенка.
Нынешняя ситуация желает от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т. п.), но и решимости, самостоятельности, умения отстаивать свои потребности и достигать результата. В мальчиках теперь воспитывают не только мужской характер, потому что реальность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на выручку.
Первая ступень понимания своей половой особенности, достижимая в промежутке от двух до пяти лет, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то что могут относить людей к подходящему полу контингенту (мальчик — девочка, дядя — тетя), не вполне понимают, в чем состоят различия между ними. Малыши думают, что пол можно «изменить», трансформируя внешность, например, поменяв одежду. Между пятью и семью годами дети добиваются понимания постоянства пола, то есть пол в этом возрасте «изменить» уже нельзя и исправить ошибки полоролевого воспитания далее тяжело.
Понять и осознать себя
Гендерное воспитание целесообразно начинать в начале учебного года с создания в группе предметно-пространственной среды, которая не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой их самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
При совместном воспитании мальчиков и девочек важной педагогической задачей считаются преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские. Мальчики совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».
Конструктивная деятельность — одно из любимых занятий как мальчиков, так и девочек. В группе обязательно наличие разнообразных конструкторов и мозаик.
В художественно-эстетическом воспитании гендерные технологии внедряются через восприятие фольклора посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора.
В рамках продуктивной деятельности дети рисуют свою семью; по этим рисункам можно определить, какие роли в семье у мамы и у папы. На все праздники дети изготавливают подарки для родителей, бабушек и дедушек.
Вместе и сообща
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе организованной образовательной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников: различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек; в дозировке; в обучении сложным двигательным движениям; в оценке деятельности; распределение ролей в подвижных играх; акцентирование внимания детей на мужских и женских видах спорта.
В любом направлении воспитательной деятельности, в том числе гендерном воспитании детей, необходимо отметить важность проводимой совместной работы детского сада и родителей воспитанников. Общие мероприятия и праздники («А ну-ка, папа!», «Моя мама лучше всех» и другие) имеют целью формирование у родителей знаний о воспитании их ребенка, интереса к проблемам гендерного воспитания, стимулирование к пересмотру своей воспитательной позиции.
ПОДЕЛИТЬСЯ: