Сказкотерапия для развития речи у детей с ТНР
При нормальном речевом развитии ребенок к шести годам овладевает всеми навыками связной речи. Он может составлять последовательный и логически связанный рассказ по картинке, рассуждать, вести монолог и диалог. Но год от года малышей с речевым развитием, соответствующим возрасту, становится все меньше. Число речевых патологий увеличивается, и обусловлено это не только медицинскими факторами, но и социально-культурными условиями, в которых растут современные дети, отмечает Мария КАЗЮКОВА, учитель-логопед детского сада № 3 «Петушок» деревни Ясенцы Павловского муниципального округа.
Читайте сказки!
Каким же образом использование педагогической технологии «Сказкотерапия» влияет на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)? Именно из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений. Его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает воспитанникам излагать свое отношение к прочитанному, применяя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной деятельности.
В своей работе по развитию связной речи с использованием сказкотерапии у старших дошкольников с ТНР я определила следующие задачи: развивать восприятие художественной литературы и понимание художественного слова; формировать активность в речевом общении; совершенствовать интонационную выразительность речи; способствовать освоению умений диалогической и связной монологической речи; развивать интерес к театрализованной игре; воспитывать творческое воображение и мышление.
Технология «Сказкотерапия» реализовывалась по следующим направлениям: знакомство со сказкой, сочинение сказок, рисование сказок, постановка сказок. Рассмотрим подробнее каждый этап.
Поэтапная работа
На первом этапе мы знакомим детей со сказкой — читаем, рассказываем с использованием предметных картинок, игрушек, настольного и пальчикового театра. Во время прослушивания сказки у дошкольников обогащается словарный запас, улучшается концентрация внимания, развиваются память и воображение.
На этом же этапе мы анализируем прочитанное. Воспитанникам задается ряд вопросов по сказке (Как вы думаете, о чем эта сказка? Кто из героев вам больше понравился? Почему герой совершил те или иные поступки? и т. д.), на которые они стараются ответить развернутым предложением, тем самым развивая монологическую связную речь.
На следующем, втором этапе дети, проанализировав сказку, уже готовы пересказать ее с опорой на предметные, сюжетные картинки, мнемотаблицы. Также ребятам даются задания для развития мышления и воображения: придумать новое окончание к сказке; сочинить подобную сказку с другими героями; придумать сказку «по кругу»; рассказать сказку от первого, третьего лица.
Для того чтобы воспитанникам было интереснее, было решено включить в работу третий этап — рисование сказок. Оно не только развивает мелкую моторику, но и способствует совершенствованию разговорной речи. На занятиях используются: рисование, штриховка героев сказок по трафаретам; иллюстрирование, закрашивание сюжетных картинок по сказке; пластилинография — рисование (вылепливание) картин по сказке пластилином; пальчиковое рисование; рисование сказок на песке с применением светового стола. Картины, нарисованные ребятами, задействуются для составления описательных рассказов, пересказа историй, рассказывания сказок.
Детям с ТНР важно почувствовать себя в роле актеров. И, наверное, самый любимый, интересный и яркий, четвертый этап в развитии связной речи с помощью сказкотерапии — постановка сказки. Мною используются различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной, театр масок. Во время создания спектакля совершенствуются связность высказываний, интонационная выразительность речи, звукопроизношение и ее грамматический строй, обогащается словарный запас воспитанников.
Итоги «сказочной» коррекции
По моему мнению, главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
В результате коррекционной деятельности с использованием технологии «Сказкотерапия» мною были достигнуты следующие результаты: у детей сформировалось умение слушать и пересказывать сказки; они научились вступать в диалог друг с другом и с педагогом; их речь стала более связной, интересной для слушателя; монологическая речь обогатилась интонационной выразительностью; дошкольники могут инсценировать небольшие отрывки из сказочных произведений; у них появилось стремление подражать положительным героям сказок.
ПОДЕЛИТЬСЯ: