От традиций национальной культуры — к собственному творчеству

Не идти вперед означает идти назад», — утверждали древние мыслители. Творчески мыслящий человек, как правило, более успешен во всем, проще овладевает коммуникативными способностями, лучшие приспосабливается к условиям современного мира, считает Светлана ПИМКИНА, учитель начальных классов МБОУ СШ № 6 им. А.С. Макаренко Арзамаса.

 

 

Фольклор как творческая основа

Эффективным средством становления креативных возможностей и коммуникативных способностей детей считается устное народное творчество, в котором заложены традиции, обычаи, ценности национальной культуры.

Уже на первом этапе обучения в начальной школе ребята могут познакомиться со всем «арсеналом» фольклора: загадками, скороговорками, считалками, поговорками, сказками и т. д. Первостепенна мысль К.А. Москаленко, о том что «нестесненное слово» ребенка, искренний разговор на уроке, свободная идея считаются обязательными критериями детского творчества.

Уроки русского языка и литературного чтения дают обучающимся обширное поле как для духовного освоения реальности, так и для творчества на основе изучения различных фольклорных жанров: пересказы сказок и былин, интерпретация народных сказок и создание собственных, отгадывание и сочинение загадок, создание небылиц, драматизация, литературные игры и т. д.

Мною создан комплекс упражнений по работе с различными фольклорными жанрами, который используется в течение многих лет и доказал свою эффективность: у детей формируются коммуникативно-речевые навыки, познавательная активность, творческие способности.

Пословицы и небылицы

Например, при работе с самым мудрым жанром — пословицами — мы с детьми используем следующие упражнения:

— применение иллюстраций, картинок;

— сочинение к пословице рассказа, ситуации;

— инсценировка (выбор пословиц к тексту);

— сравнение пословиц и картинок к ним;

— восстановление слов в пословице.

Небылица представляет собой маленький рассказ о том, чего на самом деле нет и не может быть. К.И. Чуковский считал, что небылицы — это особая ребяческая умственная игра, с помощью которой возможно вырастить умную, творческую гармонически развитую личность. Небылица позволяет ребенку расширить грани реальности, заново взглянуть на любую вещь, сделать находящийся во­круг мир увлекательнее. Мои ученики тоже с большим удовольствием расшифровывают тайны небылиц и сочиняют собственные:

Кистью крашу я картину.

Бык уселся мне на спину.

Ну а рядом с нами волк,

Дергает меня за бок.

(Александр Купрянин)

Шла лошадка мимо школы

Из окошка вышла Поля.

Прыг на лошадь — та бежать

И вприпрыжку напевать:

«Я лошадка удалая,

Умница-то я какая!»

(Дарья Климова)

Шла лиса, мела хвостом

И трясла рогами.

Вырос на пеньке пустом

Короб с пирогами.

(Валерия Крисламова)

 

 

Скороговорки и загадки

Работа над скороговорками, в каждой из которых есть своя игра звуков, помогает научить детей слушать, слышать, произносить звуки правильно, управлять собственным голосом, преодолевать фонетико-фонематические проблемы, развивать артистические данные, расширять кругозор ребят, развивать фантазию и память:

Два щенка щека к щеке

Грызли щетку в уголке.

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Скороговорки при первичном произношении для слушателя могут быть не совсем понятны. Эффективными для моих учеников стало изготовление аппликаций к скороговоркам и их дальнейшая демонстрация другим.

Загадка обучает думать над закономерностями, совершающимися в природе, приучает к наблюдательности. Чтобы додуматься до смысла, нужно обладать и логическим, и поэтическим мышлением. Отгадывание и придумывание загадок воздействуют на многостороннее становление речи ребят, помогают им понимать, что такое олицетворение, сравнение, многозначность слова.

Примеры детских загадок:

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни! (рыбка)

(Полина Зайцева)

Его из Африки везут

И в магазинах продают.

Этот фрукт известен нам –

Спелый желтенький... (банан).

(Денис Цецулин)

Сказки и устное народное творчество

Особую роль в освоении национальной культуры и ее ценностей занимает работа с народной сказкой. Сказка, как считает А.В. Запорожец, «выполняет самую важную роль в развитии фантазии — возможности, без которой невыполнима ни интеллектуальная работа ребенка в период школьного обучения, ни каждая его творческая деятельность».

Инсценировка сказок может помочь передать волшебный нрав героев, развивает речь и креативные возможности у ребят. Ученики охотно иллюстрируют картинный план. Изучая особенности композиции сказки, дети сочиняют и оформляют собственные.

Используя на уроках жанры устного народного творчества, я помогаю ученикам «открыть глаза на мир», инициирую их мыслительную работу, развиваю их души, создаю условия и желание к самосовершенствованию, саморазвитию. Устное народное творчество воспитывает в детях высочайшее ощущение любви к родной земле, приобщает к культуре своего народа.

 

Школа № 9, октябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN