От традиций национальной культуры — к собственному творчеству
Не идти вперед означает идти назад», — утверждали древние мыслители. Творчески мыслящий человек, как правило, более успешен во всем, проще овладевает коммуникативными способностями, лучшие приспосабливается к условиям современного мира, считает Светлана ПИМКИНА, учитель начальных классов МБОУ СШ № 6 им. А.С. Макаренко Арзамаса.
Фольклор как творческая основа
Эффективным средством становления креативных возможностей и коммуникативных способностей детей считается устное народное творчество, в котором заложены традиции, обычаи, ценности национальной культуры.
Уже на первом этапе обучения в начальной школе ребята могут познакомиться со всем «арсеналом» фольклора: загадками, скороговорками, считалками, поговорками, сказками и т. д. Первостепенна мысль К.А. Москаленко, о том что «нестесненное слово» ребенка, искренний разговор на уроке, свободная идея считаются обязательными критериями детского творчества.
Уроки русского языка и литературного чтения дают обучающимся обширное поле как для духовного освоения реальности, так и для творчества на основе изучения различных фольклорных жанров: пересказы сказок и былин, интерпретация народных сказок и создание собственных, отгадывание и сочинение загадок, создание небылиц, драматизация, литературные игры и т. д.
Мною создан комплекс упражнений по работе с различными фольклорными жанрами, который используется в течение многих лет и доказал свою эффективность: у детей формируются коммуникативно-речевые навыки, познавательная активность, творческие способности.
Пословицы и небылицы
Например, при работе с самым мудрым жанром — пословицами — мы с детьми используем следующие упражнения:
— применение иллюстраций, картинок;
— сочинение к пословице рассказа, ситуации;
— инсценировка (выбор пословиц к тексту);
— сравнение пословиц и картинок к ним;
— восстановление слов в пословице.
Небылица представляет собой маленький рассказ о том, чего на самом деле нет и не может быть. К.И. Чуковский считал, что небылицы — это особая ребяческая умственная игра, с помощью которой возможно вырастить умную, творческую гармонически развитую личность. Небылица позволяет ребенку расширить грани реальности, заново взглянуть на любую вещь, сделать находящийся вокруг мир увлекательнее. Мои ученики тоже с большим удовольствием расшифровывают тайны небылиц и сочиняют собственные:
Кистью крашу я картину.
Бык уселся мне на спину.
Ну а рядом с нами волк,
Дергает меня за бок.
(Александр Купрянин)
Шла лошадка мимо школы
Из окошка вышла Поля.
Прыг на лошадь — та бежать
И вприпрыжку напевать:
«Я лошадка удалая,
Умница-то я какая!»
(Дарья Климова)
Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
(Валерия Крисламова)
Скороговорки и загадки
Работа над скороговорками, в каждой из которых есть своя игра звуков, помогает научить детей слушать, слышать, произносить звуки правильно, управлять собственным голосом, преодолевать фонетико-фонематические проблемы, развивать артистические данные, расширять кругозор ребят, развивать фантазию и память:
Два щенка щека к щеке
Грызли щетку в уголке.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Скороговорки при первичном произношении для слушателя могут быть не совсем понятны. Эффективными для моих учеников стало изготовление аппликаций к скороговоркам и их дальнейшая демонстрация другим.
Загадка обучает думать над закономерностями, совершающимися в природе, приучает к наблюдательности. Чтобы додуматься до смысла, нужно обладать и логическим, и поэтическим мышлением. Отгадывание и придумывание загадок воздействуют на многостороннее становление речи ребят, помогают им понимать, что такое олицетворение, сравнение, многозначность слова.
Примеры детских загадок:
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! (рыбка)
(Полина Зайцева)
Его из Африки везут
И в магазинах продают.
Этот фрукт известен нам –
Спелый желтенький... (банан).
(Денис Цецулин)
Сказки и устное народное творчество
Особую роль в освоении национальной культуры и ее ценностей занимает работа с народной сказкой. Сказка, как считает А.В. Запорожец, «выполняет самую важную роль в развитии фантазии — возможности, без которой невыполнима ни интеллектуальная работа ребенка в период школьного обучения, ни каждая его творческая деятельность».
Инсценировка сказок может помочь передать волшебный нрав героев, развивает речь и креативные возможности у ребят. Ученики охотно иллюстрируют картинный план. Изучая особенности композиции сказки, дети сочиняют и оформляют собственные.
Используя на уроках жанры устного народного творчества, я помогаю ученикам «открыть глаза на мир», инициирую их мыслительную работу, развиваю их души, создаю условия и желание к самосовершенствованию, саморазвитию. Устное народное творчество воспитывает в детях высочайшее ощущение любви к родной земле, приобщает к культуре своего народа.
ПОДЕЛИТЬСЯ: