Сюжетно-ролевая игра для взрослых
Сюжетно-ролевая игра является мощным средством социализации растущего человека. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны иметь большой багаж знаний и умений, быть привлекательными для ребенка, стать его игровыми партнерами, помощниками и наблюдателями за его деятельностью. Старшему же воспитателю необходимо содействовать обогащению мастерства педагогов через привлечение их к участию в педсоветах, семинарах-практикумах, мастер-классах и т. д. Следовательно, перед каждой дошкольной образовательной организацией стоит задача развивать у педагогов профессиональную компетентность по теме «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста в современном мире», считает заведующая Починковским детским садом № 8 Светлана ТЯПУХИНА.
Играя, познавать мир
Сюжетно-ролевая игра — главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. Отличительный признак такой игры — создание мнимой воображаемой ситуации, когда дошкольник действует и в реальном, и в придуманном им пространстве. В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности: произвольность поведения, мышление в плане образов и представлений, воображение, самосознание, общение. Также игра является особым средством решения сложных коррекционных задач: начиная от «запуска» речи у неговорящих детей и до автоматизации полученных речевых навыков.
Целевые ориентиры дошкольного образования характеризуются возможными достижениями воспитанников. Именно через включение в сюжетно-ролевую игру малыши овладевают социальными навыками, у них в ходе игры развивается взаимодействие со сверстниками, где дети действуют по правилам, осознают, что такое справедливость.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом игры является сюжет, без него нет самой игры. Но в последнее время отмечается снижение уровня развития сюжетно-ролевых игр у дошкольников. Воспитанники играют меньше, их игры более примитивны и однообразны, так как наступил мир телевидения, компьютеров, гаджетов. Современные дети предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя роли телевизионных героев, где прослеживается то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.
У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: менеджер, банкир, агент, клиент, визажист, оператор и т. д. и новые игровые сюжеты: «Салон сотовой связи», «Путешествия», «Служба спасения» и т. д.
Действуем поэтапно
Обучение игре включает непосредственное взаимодействие воспитателя с воспитанниками в игре, наблюдение за ней, изучение детских возможностей и перспектив развития игры.
На первом этапе педагоги ведут с малышами предварительную работу по накоплению знаний о людях разных профессий. Сюда входят следующие виды такой работы: беседы; чтение сказок, стихов, рассказов; рассматривание карточек, сюжетных картинок; просмотр мультфильмов, сказок, фильмов для детей; заучивание скороговорок, пословиц, стихов; разыгрывание инсценировок, драматизаций; включение в режимные процессы игр: дидактических, словесных; экскурсии; детское творчество. На втором этапе педагоги и родители воспитанников создают условия для развития сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье. И самый основной и интересный этап — третий, на котором дети включаются в сам сюжет игры.
Таким образом, воспитатель детского сада должен быть грамотным и компетентным в вопросе развития новых сюжетно-ролевых игр, а самое главное — он должен уметь включать каждого ребенка в игровую деятельность.
На примере сюжетно-ролевой игры «Сотовая связь» рассмотрим, как педагоги нашей дошкольной образовательной организации проходят обучающие уроки и практикумы в ее стенах, как старший воспитатель и представители администрации мотивируют их, чтобы те могли разыграть с детьми интересный игровой сюжет.
«Что наша жизнь? Игра!»
Сначала педагоги вспомнили стихотворение Корнея Чуковского «Телефон». С помощью презентации познакомились с информацией о том, как люди общаются между собой, как работает телефон, кто первый его придумал, что такое сотовая связь, кто работает в такой компании и какие функции выполняет (менеджер, оператор, сотрудник технической службы, продавец-консультант).
Далее у воспитателей появилась возможность «поработать» в компании сотовой связи. Играющие выбрали себе роли, подобрали атрибуты, аксессуары, затем собрались у директора в кабинете. Директор познакомил сотрудников с планом деятельности, далее сообщил о строительстве вышки и объяснил, для каких целей это необходимо. Специалистам было предложено выполнить план работы: «Постройка вышки», «Создание и распространение рекламы», «Открытие магазина сотовых телефонов». Получив задание, каждый сотрудник выполнял свою функцию.
Воспитатели, как дети, легко вжились в роль. Каждый участник игры добросовестно выполнял свое задание. Она продолжалась по правилам самих играющих. Для того чтобы игра была еще более интересной, педагоги объединили ее с другими сюжетно-ролевыми играми, такими как «Семья», «Кафе», «Супермаркеты», «Путешествие» и др.
Воспитатели совсем забыли о том, что они взрослые. Они весело играли, общались, придумывали новые сюжеты, помогали друг другу. Их сложно было остановить, но, играя, каждый педагог учился, набирался опыта у коллег, а самое главное — поставил себя на место детей и только тогда смог убедиться в том, что игра не может прийти сама по себе, для этого взрослым надо приложить много усилий: во-первых, самим повысить педагогическую компетентность по данному вопросу, то есть пополнить свой багаж знаний и умений; во-вторых, дать малышам эти знания и умения; в-третьих, создать условия для игры; в-четвертых, научить ребят взаимодействовать в игре.
В заключение отметим: то, насколько богатой и разнообразной будет сюжетно-ролевая игра в жизни наших воспитанников и как много сложных ситуаций они преодолеют, играя, в значительной степени зависит от нас, педагогов. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской игры, по-взрослому именуемой ими «деловой».
ПОДЕЛИТЬСЯ: