Что важно знать родителям перед поступлением ребенка в школу?

Отличительной особенностью ФГОС ДО является то, что дошкольное детство стало особым сaмоценным уровнем обрaзования, глaвнaя цель которого — формирование успешной личности. Основная идея дошкольного образования в дaнный момент — это не подготовка к школе, a aдaптация кaждого ребенкa в социуме. Каким же тогда обрaзом ФГОС ДО обеспечивает подготовку детей к школе? В соответствии со стaндaртом не ребенок должен быть готов к школе, а школa — к ребенку, рассуждает Дарья СУРКОВА, педагог-психолог детского сада № 89 Автозаводского района Нижнего Новгорода.

 

 

Такая разная готовность

Сейчас основные усилия педагогов направлены на то, чтобы дети на выходе из детского сада приспосабливались к школьным условиям, успешно осваивали образовательную программу начальных классов. При этом и школа должна быть готова принять разных детей.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Ребенок должен быть готов к обучению в школе физически: состояние его здоровья должно позволять ему успешно проходить образовательную программу (развитие мелкой моторики, координации движений, дошкольник должен знать и понимать важность соблюдения гигиенических норм).

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект готовности многогранен и включает в себя три компонента: интеллектуальную, личностную и социальную, эмоционально-волевую готовность.

Чтобы ребенок был интеллектуально готов к школе, я как педагог работаю над тем, чтобы: у воспитанника был запас определенных знаний; он ориентировался в пространстве; стремился к получению знаний, был любознательным; развитие его памяти, речи, мышления соответствовало возрасту.

В развитии личностной и социальной готовности я уделяю особое внимание: коммуникабельности, умению общаться со сверстниками и взрослыми; толерантности; нравственному воспитанию; умению слушать и слышать взрослого.

Для развития эмоционально-волевой готовности ребенка к школе я стараюсь развивать: понимание, осознание того, почему надо идти в школу, важности обучения; интерес к учению и получению новых знаний; усидчивость.

Что у первоклассника в рюкзаке?

Зачастую в подготовительных группах я стала наблюдать, что у большинства их воспитанников хорошо развиты познавательные процессы, коммуникативные умения, эмоционально-волевая сфера, но хуже остальных — мотивационный компонент. С целью повышения у детей познавательного интереса, формирования положительного отношения к школе мной был придуман и реализован проект «Рюкзак первоклассника».

Участие детей в данном проекте способствовало: развитию внутренней позиции школьника (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться); формированию познавательного интереса, любознательности; повышению уверенности в себе, развитию самостоятельности; снижению чувства тревожности.

Первым этапом в реализации проекта стала постановка проблемы: беседа на тему «Как стать первоклассником» (что нужно, чтобы стать школьником). Далее началась реализация проекта в мини-подпроектах: социальных («Для чего нужны друзья», «Почему нужно беречь школьные принадлежности»), познавательных («Чему учат в школе», «Самый лучший школьный рюкзак»), творческих («Школа, в которой я хочу учиться», «Моя школьная форма»).

В ходе реализации проекта были использованы различные формы и методы. Чтобы разобраться, «Чему учат в школе»: изготовлен макет для режиссерской игры «Школа»; изучена познавательная литература («Энциклопедия будущего первоклассника»); проведены развлечения («Поиск клада», «День знаний»), разработаны электронные игры.

Чтобы дети помнили, «Для чего нужны друзья»: проведены коммуникативные игры; организованы встречи с первоклассниками — бывшими воспитанниками с творческими выступлениями, мастер-классами; изготовлены творческие работы «Подарок другу».

Также проекты помогли узнать, «Почему нужно беречь школьные принадлежности»: проводилась опытническая деятельность на тему «Свойства бумаги»; были изготовлены закладки и обложки для книг.

В результате реализации проекта детьми: сформирована библиотека авторских детских энциклопедий «Узнавайки», организована выставка эскизов рюкзаков, оформлены фотоальбомы «Я и мои друзья», собрано портфолио проектов, которые и стали содержанием «Рюкзака первоклассника».

Зачем нужна школа

Большую роль играла работа с родителями. Ее цель — эффективное сотрудничество педагогов ДОО и родителей воспитанников. Реализация проекта начиналась также с выяснения проблемы, которая для нас звучала так: недостаточность знаний родителей о том, как правильно подготовить ребенка к школе.

Далее работа была разбита по направлениям деятельности: цикл семинаров-практикумов «Первый раз в первый класс»; «Особенности развития внимания детей 6—7 лет», практикум «Игры и упражнения на развитие внимания»; «Особенности развития памяти детей 6—7 лет», практикум «Как разучивать с детьми стихи и прозу»; «Рука развивает мозг: о значении развития мелкой моторики», практикум «Пальчиковые игры и упражнения, графические диктанты»; почтовый ящик психолога (индивидуальное консультирование); психологическая шпаргалка «Ваш ребенок — будущий школьник» (буклет); вечер вопросов и ответов «Модель выпускника»; фотовыставка «Школьные годы чудесные!» (наши мамы и папы — первоклассники); встреча-импровизация «Первый раз в первый класс!»; тренинги; круглый стол «Темперамент ребенка и его готовность к школьному обучению».

Работа в рамках данного проекта оказалась весьма полезной. Теперь каждый ребенок точно знает и понимает, зачем ему нужна школа, а родители больше не переживают, что их ждет много трудностей в первый год обучения.

 

Школа № 9, октябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN