Что важно знать родителям перед поступлением ребенка в школу?
Отличительной особенностью ФГОС ДО является то, что дошкольное детство стало особым сaмоценным уровнем обрaзования, глaвнaя цель которого — формирование успешной личности. Основная идея дошкольного образования в дaнный момент — это не подготовка к школе, a aдaптация кaждого ребенкa в социуме. Каким же тогда обрaзом ФГОС ДО обеспечивает подготовку детей к школе? В соответствии со стaндaртом не ребенок должен быть готов к школе, а школa — к ребенку, рассуждает Дарья СУРКОВА, педагог-психолог детского сада № 89 Автозаводского района Нижнего Новгорода.
Такая разная готовность
Сейчас основные усилия педагогов направлены на то, чтобы дети на выходе из детского сада приспосабливались к школьным условиям, успешно осваивали образовательную программу начальных классов. При этом и школа должна быть готова принять разных детей.
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Ребенок должен быть готов к обучению в школе физически: состояние его здоровья должно позволять ему успешно проходить образовательную программу (развитие мелкой моторики, координации движений, дошкольник должен знать и понимать важность соблюдения гигиенических норм).
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект готовности многогранен и включает в себя три компонента: интеллектуальную, личностную и социальную, эмоционально-волевую готовность.
Чтобы ребенок был интеллектуально готов к школе, я как педагог работаю над тем, чтобы: у воспитанника был запас определенных знаний; он ориентировался в пространстве; стремился к получению знаний, был любознательным; развитие его памяти, речи, мышления соответствовало возрасту.
В развитии личностной и социальной готовности я уделяю особое внимание: коммуникабельности, умению общаться со сверстниками и взрослыми; толерантности; нравственному воспитанию; умению слушать и слышать взрослого.
Для развития эмоционально-волевой готовности ребенка к школе я стараюсь развивать: понимание, осознание того, почему надо идти в школу, важности обучения; интерес к учению и получению новых знаний; усидчивость.
Что у первоклассника в рюкзаке?
Зачастую в подготовительных группах я стала наблюдать, что у большинства их воспитанников хорошо развиты познавательные процессы, коммуникативные умения, эмоционально-волевая сфера, но хуже остальных — мотивационный компонент. С целью повышения у детей познавательного интереса, формирования положительного отношения к школе мной был придуман и реализован проект «Рюкзак первоклассника».
Участие детей в данном проекте способствовало: развитию внутренней позиции школьника (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться); формированию познавательного интереса, любознательности; повышению уверенности в себе, развитию самостоятельности; снижению чувства тревожности.
Первым этапом в реализации проекта стала постановка проблемы: беседа на тему «Как стать первоклассником» (что нужно, чтобы стать школьником). Далее началась реализация проекта в мини-подпроектах: социальных («Для чего нужны друзья», «Почему нужно беречь школьные принадлежности»), познавательных («Чему учат в школе», «Самый лучший школьный рюкзак»), творческих («Школа, в которой я хочу учиться», «Моя школьная форма»).
В ходе реализации проекта были использованы различные формы и методы. Чтобы разобраться, «Чему учат в школе»: изготовлен макет для режиссерской игры «Школа»; изучена познавательная литература («Энциклопедия будущего первоклассника»); проведены развлечения («Поиск клада», «День знаний»), разработаны электронные игры.
Чтобы дети помнили, «Для чего нужны друзья»: проведены коммуникативные игры; организованы встречи с первоклассниками — бывшими воспитанниками с творческими выступлениями, мастер-классами; изготовлены творческие работы «Подарок другу».
Также проекты помогли узнать, «Почему нужно беречь школьные принадлежности»: проводилась опытническая деятельность на тему «Свойства бумаги»; были изготовлены закладки и обложки для книг.
В результате реализации проекта детьми: сформирована библиотека авторских детских энциклопедий «Узнавайки», организована выставка эскизов рюкзаков, оформлены фотоальбомы «Я и мои друзья», собрано портфолио проектов, которые и стали содержанием «Рюкзака первоклассника».
Зачем нужна школа
Большую роль играла работа с родителями. Ее цель — эффективное сотрудничество педагогов ДОО и родителей воспитанников. Реализация проекта начиналась также с выяснения проблемы, которая для нас звучала так: недостаточность знаний родителей о том, как правильно подготовить ребенка к школе.
Далее работа была разбита по направлениям деятельности: цикл семинаров-практикумов «Первый раз в первый класс»; «Особенности развития внимания детей 6—7 лет», практикум «Игры и упражнения на развитие внимания»; «Особенности развития памяти детей 6—7 лет», практикум «Как разучивать с детьми стихи и прозу»; «Рука развивает мозг: о значении развития мелкой моторики», практикум «Пальчиковые игры и упражнения, графические диктанты»; почтовый ящик психолога (индивидуальное консультирование); психологическая шпаргалка «Ваш ребенок — будущий школьник» (буклет); вечер вопросов и ответов «Модель выпускника»; фотовыставка «Школьные годы чудесные!» (наши мамы и папы — первоклассники); встреча-импровизация «Первый раз в первый класс!»; тренинги; круглый стол «Темперамент ребенка и его готовность к школьному обучению».
Работа в рамках данного проекта оказалась весьма полезной. Теперь каждый ребенок точно знает и понимает, зачем ему нужна школа, а родители больше не переживают, что их ждет много трудностей в первый год обучения.
ПОДЕЛИТЬСЯ: