Формирование социокультурной толерантности у воспитанников ДОО

В настоящее время во всем мире значимо усилились процессы миграции населения. Кардинальное изменение обычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другой регион или страну, в которой иной язык, другие культурные традиции, приводит к тому, что происходит дезориентация ребенка из семьи мигрантов, поэтому проблема социокультурной адаптации таких детей к образовательной среде дошкольной образовательной организации становится все более актуальной, отмечает Светлана ДЕСЯТОВА, дефектолог детского сада № 41 села Чернуха Кстовского района.

 

 

ФГОС и межкультурное взаимодействие

Важной задачей педагогов ДОО становится обогащение субъектного опыта воспитанников в области межкультурного взаимодействия представителей разных культур, ведь успешная социокультурная адаптация детей мигрантов невозможна без взаимодействия с детьми, принадлежащими к принимающей культуре. Данная задача решается через все образовательные области ФГОС дошкольного образования.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм поведения, ценностей и традиций, принятых в принимающем сообществе, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками других национальностей, воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности не только к своей семье, но и к сообществу детей и взрослых в ДОО.

Познавательное развитие формирует у воспитанников первичные представления о себе, других людях, о своей малой родине, о планете Земля как общем доме людей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Овладение детьми-мигрантами языковыми умениями и коммуникативными навыками, обеспечивающими возможность практического пользования языком в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция), будет способствовать преодолению языкового барьера, мешающего успешному вовлечению этих воспитанников в различные виды образовательной и культурно-досуговой деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта воспитанников в двигательной деятельности, что позволяет обратить внимание всех детей поликультурной группы на разнообразие национальных подвижных игр.

Так, русскоязычные дети познакомились с узбекской игрой «Пастух и козы», киргизской «Клади платок», украинской «Хлибчик» и др. В таких играх дети-мигранты по-новому открывались русскоязычным детям, что способствовало воспитанию уважения к людям разных национальностей, обогащало опыт взаимоотношений со сверстниками.

Игра — дело серьезное

Конкретное содержание образовательных областей ФГОС ДО реализуется в общении, познавательно-исследовательской деятельности и, конечно, в игре.

Любое игровое общество предлагает ребенку огромное количество коммуникативных задач. Общение в игре включает в себя специфические нормы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимоотношения и способность самому принимать решения. Эта особенность игрового общения обеспечивает благоприятные условия для овладения детьми из семей мигрантов национально-культурными ценностями принимающей страны без утраты собственной культурной идентичности, делает игру незаменимым средством социокультурной адаптации детей-мигрантов к условиям образовательной среды ДОО.

Такое нравственное качество, как толерантность, формируется у воспитанников в тесном сотрудничестве педагогов со специалистами детского сада. Так, помощь детям-мигрантам и их родителям в социально-психологической адаптации, консультировании воспитателей по вопросам психолого-педагогического сопровождения интеграции детей мигрантов в образовательной среде осуществляет педагог-психолог. Учитель-логопед обучает детей-мигрантов русскому языку, так как именно язык является средством передачи мысли и понимания человека другой национальности.

Сотрудничество с семьей

Важным направлением в нашей работе является конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников. В рамках этого направления деятельности широко используются тематические родительские собрания, индивидуальное и групповое консультирование, подготовка информационных листовок и буклетов, тренинги и практикумы.

Для вовлечения и активного участия родителей в формировании у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми мы проводим совместные мероприятия:

— социально-педагогическую акцию ко Дню толерантности;

— семейные праздники («Вместе весело», «Мы с моею бабушкой лучшие друзья»);

— семейные проекты («Мое имя», «Генеалогическое древо семьи», «Герб семьи», «Семейный портрет», «Загляните в семейный альбом», «Что в имени тебе моем?»);

— семинар-практикум «Как составить свою родословную»;

— конкурсы мини-проектов «Моя родословная», «Фотографии из семейного альбома»;

— спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья».

Родители помогают в изготовлении поделок, участвуют в выставках рисунков на тему «Моя семья».

Именно воспитание уважительного отношения к традициям представителей разных национальностей является основой для формирования социокультурной толерантности у всех воспитанников.

 

Школа № 10, ноябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN