Событие года: авторский семинар Ш.А. Амонашвили в Нижнем Новгороде

«Спроси у жизни строгой: какой идти дорогой? Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!» Именно эта песня встретила Шалву Александровича Амонашвили 18 октября в актовом зале Нижегородского института развития образования, который был заполнен до отказа. Зрители встали — педагоги аплодировали дорогому Учителю.

Ведущая авторского семинара Ольга ДЕДОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО, убеждена в том, что данная встреча есть продолжение той дороги добра, по которой педагоги Нижегородской области идут вместе с Шалвой Александровичем уже много лет.

 

 

Знаменитый российский педагог

Итак, в этот день в актовом зале НИРО состоялся авторский семинар Ш.А. Амонашвили «Учитель и ученик».

Шалва Александрович Амонашвили:

— доктор психологических наук;

— академик Российской академии образования;

— основатель и почетный президент Международного центра гуманной педагогики;

— ректор Академии педагогического искусства и социализации;

— почетный доктор Софийского университета имени Климента Охридского;

— автор более 70 книг и методических пособий в сфере педагогики и философии образования.

Шалва Александрович награжден:

— Премией Правительства Российской Федерации за вклад в образование;

— медалью К.Д. Ушинского;

— медалью «Учитель Великой России».

Шалва Александрович является основателем проекта «Родительская мастерская», а также создателем и вдохновителем проекта для семей с детьми, молодежи и педагогов «Город Солнца».

Вехи сотрудничества нижегородских педагогов с Ш.А. Амонашвили

В самом начале авторского семинара «Учитель и ученик» приветственное слово сказала ректор НИРО Елена Илалтдинова.

Ведущая авторского семинара Ольга Дедова вспомнила этапы развития гуманистической мысли в нашей стране, а также сотрудничества нижегородских педагогов с Шалвой Александровичем Амонашвили.

С 1986 года, когда группой творческих педагогов была подписана Декларация педагогики сотрудничества и вся страна узнала такие имена, как В.Ф. Шаталов, В.А. Караковский, М.П. Щетинин, Е.Н. Ильин, Ш.А. Амонашвили, стали говорить об образовании и Культуре.

1986 год — Шалва Александрович проводит лекции для студентов Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького.

1987—1988 годы — студенты ГГПИ им. М. Горького отправляются в Тбилиси в школу № 1 на уроки Ш.А. Амонашвили и сами пробуют давать подобные уроки.

Придя работать в школу, мы осваивали педагогику сотрудничества так, как сейчас осваиваем стандарты, и думали, что она существовала всегда… В «книжном голоде» конца 1980-х появились первые книги о практике обучения. Эти книги до сих пор напоминают нам подробные конспекты уроков… или дневники, написанные тобою лично, с главными мыслями, выделенными курсивом.

А далее был целый фейерверк событий!

В начале 2000-х годов образовалось международное движение гуманной педагогики под руководством Ш.А. Амонашвили.

С 2002 года проводятся международные и всероссийские педагогические чтения в Москве, Тбилиси, Грозном и других городах с удивительными поэтическими названиями:

«Улыбка моя, где ты?»;

«Почему не прожить нам жизнь героями духа?»;

«Без Сердца что поймем?»;

«Истина Школы»;

«Учитель, вдохнови меня на творчество!»;

«Манифест гуманной педагогики — восхождение в Будущее»;

«Воспитываться в моральном климате памяти»

2008 год — в Нижегородском институте развития образования организована лаборатория гуманно-личностных моделей образования.

2009—2016 годы — в НИРО и образовательных организациях Нижнего Новгорода (гимназия № 25 имени А.С. Пушкина, школа № 91 с углубленным изучением отдельных предметов, школа № 55, гимназия № 67) проходят авторские семинары Ш.А. Амонашвили и его супруги В.Г. Ниорадзе.

В 2012 году в план-график курсов НИРО включена педагогическая мастерская «Гуманно-личностный подход к младшим школьникам в учебно-воспитательном процессе» (куратор О.Ю. Дедова).

Идеи Шалвы Амонашвили актуальны в реализации любых направлений курсовой подготовки: методологического, мировоззренческого, психолого-педагогического, методического.

Создан Издательский дом Шалвы Амонашвили. В отечественном образовании появились целая педагогическая симфония учебно-методических пособий, «Антология гуманной педагогики» (11 выпусков), которая рассказывает о наших великих учителях-предшественниках.

Педагоги Нижегородской области узнали о принципах Гуманной педагогики и стали воплощать их в жизнь.

Ежегодно появляются философско-поэтические труды Шалвы Александровича о детях, о школе, о людях: «Баллада о воспитании», «Истина школы», «Вера и любовь», «Созидая, не разрушайте», в которых автор при помощи притч доносит до слушателя глубокие смыслы жизни.

 

 

Первый Урок Мастера

Авторский семинар «Учитель и ученик» в Нижнем Новгороде был построен как несколько Уроков-подарков Учителя для своих учеников.

Прозвенел колокольчик, и начался Первый Урок Мастера.

Основными идеями Урока были понятия гуманной педагогики.

Гуманная педагогика опирается на труды классиков: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского… Классики — это не история, это горизонты нашего сознания. Мы идем к ним, изучаем их труды, а они отодвигаются от нас, как горизонт от путешественника, и заставляют развиваться дальше.

Основными понятиями, на которые опирается гуманная педагогика, являются духовность и любовь.

Духовность, душа. Человек — духовное существо. Если я принимаю себя, как бессмертная душа, то такое же мое отношение должно быть и к детям. Учитель — это душа, даритель света. Тогда физика, математика станут светом для детей. Гуманная педагогика не зависит от стандартов и реформ. Она зависит от учителя. Русское слово «школа» восходит к латинскому слову Скале. Это лестница для восхождения души. Учитель и есть эта лестница, сама школа, Скале. Директор создаст лучший педагогический ансамбль. У каждого педагога будет своя партитура. И все будут играть единую и прекрасную педагогическую симфонию.

Любовь. Учатся у тех, кого любят. Но любовь без дел мертва, как и вера. Необходима духовная общность между учителем и учеником. «Без духовной общности воспитание не состоится» (В.А. Сухомлинский). Где нет любви, дети получают меньше знаний, культуры. «Где хорошие учителя, там хорошие ученики» (Д.С. Лихачев).

Во время Большой Перемены слушатели подходили к Шалве Александровичу с просьбой сфотографироваться и оставить автограф на авторском издании.

Второй Урок Мастера

Прозвенел колокольчик, и начался Второй Урок Мастера.

На нем Шалва Александрович говорил о качествах (атрибутике) урока, который не только обучает, но воспитывает личность ребенка.

Есть разные виды психологии —  психология управления и психология согласия. Психология согласия более сложная. Нужно дать детям саму жизнь, дать им возможность радоваться на уроках. Но из нашего педагогического восприятия ушло понятие развития. Ушли В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков… Остались ЗУНы. А развитие — это более высокие смыслы: это воля, это культура, это широта мышления, это разные умения, необходимые в жизни.

Мы не готовим детей к жизни. Дети уже живут. Такие ценности, как семья, преданность, терпение, любовь, должны взращиваться в школе. Урок нужен, чтобы мы воспитали в человеке его лучшие качества. Знания — опасны, если человек не образован духом. Урок должен стать примером возвышенного образа и уровня жизни.

Атрибутика урока:

Приветствие. Важно искренне и с улыбкой приветствовать детей. Нужно смотреть им в глаза. Слова созидают мир. Слова лечат. Чрезвычайно важна интонация, с которой мы приветствуем детей. Нужно воспитывать чуткое отношение к слову. Тихо, с любовью, скажите: «Здравствуйте».

Образная формулировка темы. Необходимо дать уроку (или серии уроков) красивое название. Сегодня первая серия. Завтра — вторая. «Голые» знания отторгают ребенка. Надо беречь его культуру, не ущемлять ее. Урок должен становиться подарком для ребенка, тогда он захочет приходить на такой урок.

Лейтмотив урока. Детям необходимо объяснить смысл урока, то, зачем он им нужен. Они должны в чем-то одержать победу над собой. Например, «семь раз отмерь, один раз отрежь». «Над чем мы думаем сегодня, ребята? Зачем мы сегодня собрались?»

Задания-сюрпризы. Это задания, которые будят интерес и удивление детей. «Сегодня я подарю вам что-то необычное». Если урок не удивляет детей, он мало даст им для жизни. Нужно давать уроки-симпозиумы, уроки-размышления.

Исследования. Делайте учеников исследователями. Гипотезы — это ростки взросления детей. Мы сегодня исследователи. Мы математики. Мы историки. Мы философы. Вопрос — это почерк вашего искусства.

Сотрудничество. Необходимо постепенно передавать свои функции взрослого детям. «Я у вас сегодня буду спрашивать, потому что не знаю». Дети учат взрослого. Я доставляю им радость взросления. Педагогика сотрудничества — это педагогика вдохновения.

Далее Учитель рассказал о принципах, на которые опирается гуманная педагогика.

Верить в безграничные возможности каждого ребенка. Если что-то не получается, ищите причину в себе. Может, нужно больше веры, ласки.

Необходимо закрепить даже минимальный успех ребенка. Например, можно написать письмо родителям с благодарностью за воспитание ребенка.

Верьте в свою искру Божью. Вы — учитель от Бога. Кто ищет это состояние, тот его находит.

Верьте в преобразующую силу гуманной педагогики. Это любовь, это понимание, это творящее терпение.

Шалва Александрович говорил о возвышенной роли учителя и урока в жизни детей. Учитель — скульптор красоты. Учитель — художник жизни. «Я сейчас творю жизнь ребенка». Учитель для детей как солнце на уроке. Он знает, как нужно красиво улыбаться. Учебники не улыбаются. Методы не улыбаются. А учитель должен искренне улыбаться детям. Важно, как выглядит учитель. Его внешность должна быть образцом для детей. Он должен красиво двигаться. Руки учителя — как крылья.

Станьте героями духа! Надо найти улыбку, терпение в себе. Тогда эти знания будут доступны. Рискните дать детям то, что просит ваше сердце.

«Трудных» детей Ш.А. Амонашвили называет шалунами. Он считает, что шалуны — это будущие исследователи в той сфере, в которой они потом будут служить. Поэтому не нужно запрещать детям «шалить» умом, «шалить» творчеством. Нужно самому стать учителем-шалуном, то есть творческим учителем.

Гуманная педагогика ориентирована на будущее. Педагогика — это искусство, ее нужно нести искренне и вдохновлять ею. Гуманной педагогикой овладеть никогда не поздно, если душа хочет обновляться.

После семинара Ш.А. Амонашвили слушатели долго не отпускали дорогого Учителя, хотели запечатлеть на память общение с ним. Всего на семинаре было около 400 участников — педагогов образовательных организаций и преподавателей нижегородских вузов.

 

Школа № 10, ноябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN