Театр и развитие речи дошкольников
Речь — не прирожденный дар. Речь — ведущая линия развития ребенка. Все начинается и закладывается в детстве, считают Светлана АНТОНОВА, старший воспитатель, и Ирина ТЮРИНА, воспитатель детского сада № 11 «Умка» Павлова.
Без права на ошибку
Овладение родным языком является одним из важных «новшеств» ребенка в дошкольном детстве. Чтобы малыш заговорил, должно пройти время, а мы, взрослые, должны проделать большую работу, чтобы речь развивалась правильно и своевременно.
К сожалению, в сегодняшнем ритме жизни родители пускают развитие своих детей на «самотек», живое общение малышам заменяют гаджеты, и с каждым годом данная тенденция только возрастает. Вследствие этого неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. И к поступлению в школу у них формируется множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, навыков культуры речи и культуры общения.
«Весь мир — театр»
Жизнь детей — это игра, в которой они учатся брать на себя роли, взаимодействовать с окружающими, усваивают нормы и правила, одним словом — развиваются. Работая со старшими воспитанниками, мы решаем проблему их речевого развития посредством театрализованной деятельности.
Такая деятельность является эффективным средством воздействия на детей, в полной мере раскрывая принцип: учить играя. Это многогранный инструмент: у дошкольников расширяются представления об окружающем мире посредством образов, красок, звуков, а грамотно сформулированные вопросы заставляют думать, анализировать, обобщать и делать выводы.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи, овладение родным языком. В ходе театрализованной игры усваиваются элементы речевого общения, совершенствуется звуковая культура. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, приводя к улучшению связной речи, ее грамматического строя, выразительности, звукопроизношения. Дети учатся брать на себя роли, передавать особенности персонажа, выражать эмоции, понимать поступки своего героя.
Театрализованная деятельность решает много педагогических задач, касающихся формирования речи ребенка, его интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театр — это неисчерпаемый источник развития чувств детей, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизации театрализованной деятельности в педагогическом процессе вполне очевидна.
Играя, познаем жизнь
Чтобы интерес к театру у детей не угасал, мы строили работу по трем направлениям:
— Среда. В группе создан центр театрализованной деятельности, а также уголок уединения, который дает возможность ребенку остаться наедине самим с собой, посмотреть иллюстрации к театрализации, прорепетировать роль.
Центр театрализованной деятельности мы постарались наполнить разнообразными видами театра: кукольный (пальчиковый, би-ба-бо — «Колобок», «Маша и медведь»), настольный («Три поросенка»), плоскостной («Теремок»), объемный, театр на ложках («Волк и семеро козлят»), вязаный («Гуси-лебеди»), театр на фланелеграфе («Сказка об умном мышонке», «Кот в сапогах»), магнитный («Красная шапочка»), аудиозаписями зверей, птиц, художественных произведений и др., костюмами для ряженья, атрибутами к ним, масками, шапочками, куклами-марионетками; совместно с родителями изготовили декорации для обыгрывания и обновили театральную ширму.
В центре речевого развития размещались художественные произведения в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, альбомы с иллюстрациями и картинками, репродукции картин, дидактические игры («Подскажи словечко», «Найди звук», «Подбери рифму» и др.), настольно-печатные игры («Размышляй-ка», «Истории в картинках»). Все это, несомненно, привлекает внимание детей, и они с удовольствием идут в эти центры, рассматривают, играют, наряжаются.
«Вместе мы сможем больше»
— Систематическая работа с детьми. Нами использовались разнообразные методы: дыхательные и артикуляционные гимнастики, направленные на формирование четкого произношения. Для развития дикции воспитанников применялись скороговорки, словесные игры, чтение художественных произведений, просмотр спектаклей, их обсуждение, направленное на развитие связной речи (умение передавать интонацию, логическое ударение), воображения (предлагая закончить произведение по-другому), расширение словарного запаса.
И уже после ознакомления с произведением, его обсуждения переходим к заключительному этапу — театрализации. Анализируем поступки героев с детьми, затем читаем текст по ролям; следующим шагом является передача характерных движений героя, его пластики, манер. Совместно обсуждаем костюмы, декорации и какую цель мы ставим перед собой.
— Взаимодействие с семьями воспитанников, направленное на создание целостного образовательного пространства. Помимо размещения разнообразного информационного материла для родителей, мы организовывали родительские собрания, семейные вечера, походы в театр, привлекали пап и мам к выступлениям, созданию эскизов декораций, костюмов, атрибутов, пособий и игр.
Театрально-игровая деятельность — это уникальный вид сотрудничества, где все равны: и взрослые, и дети. Работа над образами включает в себя развитие выразительности речи, пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственности, дошкольники становятся более раскрепощенными, открытыми.
ПОДЕЛИТЬСЯ: