Историческая память и связь поколений как основа патриотического воспитания
Патриотическое воспитание в школе играет основополагающую роль в становлении высоконравственной личности, человека с твердой социальной позицией, истинного гражданина России. Патриотизм, как достояние личности, характеризуется гордостью и преданностью Родине, уважением к истории, языку, социально активной деятельностью на благо Отечества, а также готовностью защищать Россию, отмечает Борис ГИНЗБУРГ, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного образования НИРО.
В современных условиях патриотическое воспитание приобретает особенно глубокий смысл. Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый — сам за себя». Действительно, искреннее желание защитить свою Родину всегда помогало российскому народу выстоять и победить. Об этом писали и пишут многие ученые, а также авторы отечественных художественных произведений. Как красиво, а главное, точно сказал Л.Н. Толстой: «Патриотизм — это осознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Чувство патриотизма — сокровищницу нравственных ценностей — необходимо закладывать еще в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит семье, всему обществу и, конечно же, образовательной политике государства. Именно поэтому патриотическое воспитание остается одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого нравственного сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание школьников направлено на создание условий для становления и развития патриотических черт, установок обучающегося, готовности к активной гражданской деятельности. Перед образовательной организацией стоят следующие задачи:
— формирование патриотического мировоззрения учащихся;
— развитие национального, гражданского самосознания школьников;
— создание педагогических ситуаций, направленных на формирование готовности к защите Родины (конкурсы, сборы, спортивные соревнования и пр.);
— разработка, осуществление практической деятельности, направленной на развитие патриотизма.
Можно заставить подростка решить задачу или выучить правило. Но возможно ли заставить любить страну, в которой он живет? Однозначно, нет. Способам развития этого чувства посвящено множество материалов по патриотическому воспитанию школьников. Они объединяют несколько направлений:
— Историко-краеведческое направление — включает освоение истории края: знакомство с прошлым родного города или села, интересными фактами. Просмотр старых фотографий, видеозаписей пробуждает интерес к прошлому и гордость за малую родину. Сюда относятся музейные уроки, вахты Памяти, встречи с ветеранами, поисковые работы.
— Эстетическое направление — изучение творчества писателей, музыкантов, художников — земляков, что прививает школьникам художественный вкус. Это литературные вечера, встречи, походы в галереи и музеи, смотры строя и песни, праздники народного фольклора.
— Экологическое направление воспитывает аккуратное отношение к природе через выставки поделок из цветов, овощей, фруктов, озеленение пришкольной территории, изготовление скворечников, туристские походы и др.
— Предметное направление — подразумевает изучение наук социальной направленности: истории, обществознания, основ правоведения и др., а также создание на основе изученного стендов патриотической тематики.
Подростковый возраст — время открытий, формирования собственной системы убеждений и взглядов. Патриотическое воспитание в школе (основной и средней) отличается уже осознанным отношением и зрелостью школьников в восприятии понятий патриотизма. Именно на этом возрастном этапе происходит становление активной гражданской позиции.
Для патриотического воспитания у подростков правильных ценностных ориентиров значимы их участие в проектной деятельности, проблемно-ценностное общение с представителями других поколений, патриотические конкурсы, интеллектуальные соревнования и игры. Для учащихся старших классов актуальны такие формы патриотического воспитания, как диспуты, круглые столы, форумы, обсуждение ситуаций с острой социальной проблематикой и др.
ПОДЕЛИТЬСЯ: