Люби и изучай родной язык

По мнению Елены СУББОТИНОЙ, учителя русского языка и литературы школы № 14 Арзамаса, ее уроки располагают всеми возможностями для развития патриотических чувств обучающихся. При этом перед педагогом ставятся следующие задачи: формировать у детей любовь к Родине и преданность ей, развивать у них уважение к людям, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к родной природе.

 

 

В предмете «Русский язык» имеются два типа учебного материала, который можно использовать для патриотического воспитания школьников. Во-первых, сведения о русском языке, сообщаемые на первых уроках в начале каждого учебного года, и специальная тема «Общие сведения о языке», завершающая школьный курс русского языка. Во-вторых, дидактический материал, применяемый для целей обучения: тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, а также темы сочинений.

В процессе патриотического воспитания на уроках русского языка, учитывая специфику предмета, используются следующие методы:

попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;

— фронтальная беседа, раскрывающая патриотический смысл изучаемой темы;

— словесные и оценочные поощрения обучающихся, добивающихся успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков;

— написание сочинений на патриотические темы;

— подготовка сообщений на темы: «Русский язык —  язык межнационального общения», «Русский язык — великое и могучее средство общения», «Русский язык среди других языков мира».

Изучая орфографические и пунктуационные правила, овладевая речью, проникая в стройную систему языка, ученики осознают, что «русский язык велик и могуч».

Приведем некоторые практические рекомендации для педагогов.

— В теме сочинения-рассуждения «Почему надо заниматься спортом?» заложены потенциальные возможности для нравственно-патриотического воспитания школьников, если в качестве одного из аргументов в пользу занятия спортом высказывается мысль о том, что крепкое физическое здоровье, ловкость, сила воли, смелость — необходимые качества будущего защитника Родины.

— Словарно-семантическая работа.

Любовь к Родине — это:

а) привязанность (к малой родине);

б) любовь (к родной природе, родному языку, традициям народа, его культуре);

в) уважение (к историческому прошлому и настоящему страны);

г) гордость (достижениями Родины в области науки, культуры, техники);

д) борьба (с пороками общества).

— Для того чтобы дети усвоили употребление слов, близких по значению слову Родина, учитель диктует предложения и просит подчеркнуть в них интересующие в данный момент слова (словосочетания), устно объяснить их значение и сферу употребления:

Это — моя родина, моя земля, мое отечество — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувств, чем любовь к тебе. (А. Толстой)

В отчизне нашей ярко вспыхнет свет. (М. Державин)

Вот и сердце мое. Это сердце сыновье. Обитает в горах, в отчем крае живет. (Р. Гамзатов).

— Педагог диктует слова: активно, надежно, настойчиво… Учащиеся составляют с ними словосочетания и предложения.

— Учитель называет слово, ученики записывают синонимы и близкие по значению слова. Например: преданный — верный, надежный; привлекательный — заманчивый, притягательный.

— Примерные темы для сочинений: «Почему надо беречь книги?», «Отличная учеба  —  патриотический долг школьника», «Бережем природу родного края», «Память о погибших за Родину священна», «За что я люблю свою Родину», «Кем я хочу быть», «От героев Великой Отечественной войны до современных героев».

 

Школа № 11, декабрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN