Люби и изучай родной язык
По мнению Елены СУББОТИНОЙ, учителя русского языка и литературы школы № 14 Арзамаса, ее уроки располагают всеми возможностями для развития патриотических чувств обучающихся. При этом перед педагогом ставятся следующие задачи: формировать у детей любовь к Родине и преданность ей, развивать у них уважение к людям, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к родной природе.
В предмете «Русский язык» имеются два типа учебного материала, который можно использовать для патриотического воспитания школьников. Во-первых, сведения о русском языке, сообщаемые на первых уроках в начале каждого учебного года, и специальная тема «Общие сведения о языке», завершающая школьный курс русского языка. Во-вторых, дидактический материал, применяемый для целей обучения: тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, а также темы сочинений.
В процессе патриотического воспитания на уроках русского языка, учитывая специфику предмета, используются следующие методы:
— попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
— фронтальная беседа, раскрывающая патриотический смысл изучаемой темы;
— словесные и оценочные поощрения обучающихся, добивающихся успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков;
— написание сочинений на патриотические темы;
— подготовка сообщений на темы: «Русский язык — язык межнационального общения», «Русский язык — великое и могучее средство общения», «Русский язык среди других языков мира».
Изучая орфографические и пунктуационные правила, овладевая речью, проникая в стройную систему языка, ученики осознают, что «русский язык велик и могуч».
Приведем некоторые практические рекомендации для педагогов.
— В теме сочинения-рассуждения «Почему надо заниматься спортом?» заложены потенциальные возможности для нравственно-патриотического воспитания школьников, если в качестве одного из аргументов в пользу занятия спортом высказывается мысль о том, что крепкое физическое здоровье, ловкость, сила воли, смелость — необходимые качества будущего защитника Родины.
— Словарно-семантическая работа.
Любовь к Родине — это:
а) привязанность (к малой родине);
б) любовь (к родной природе, родному языку, традициям народа, его культуре);
в) уважение (к историческому прошлому и настоящему страны);
г) гордость (достижениями Родины в области науки, культуры, техники);
д) борьба (с пороками общества).
— Для того чтобы дети усвоили употребление слов, близких по значению слову Родина, учитель диктует предложения и просит подчеркнуть в них интересующие в данный момент слова (словосочетания), устно объяснить их значение и сферу употребления:
Это — моя родина, моя земля, мое отечество — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувств, чем любовь к тебе. (А. Толстой)
В отчизне нашей ярко вспыхнет свет. (М. Державин)
Вот и сердце мое. Это сердце сыновье. Обитает в горах, в отчем крае живет. (Р. Гамзатов).
— Педагог диктует слова: активно, надежно, настойчиво… Учащиеся составляют с ними словосочетания и предложения.
— Учитель называет слово, ученики записывают синонимы и близкие по значению слова. Например: преданный — верный, надежный; привлекательный — заманчивый, притягательный.
— Примерные темы для сочинений: «Почему надо беречь книги?», «Отличная учеба — патриотический долг школьника», «Бережем природу родного края», «Память о погибших за Родину священна», «За что я люблю свою Родину», «Кем я хочу быть», «От героев Великой Отечественной войны до современных героев».
ПОДЕЛИТЬСЯ: