Историческое прошлое — фундамент будущего
Настоящее вырастает из прошлого, а будущее — из настоящего. И чем глубже мы постигаем прошлое, тем лучше способны предвидеть и творить будущее. С изучения истории семьи, города и страны и начинается гражданско-патриотическое воспитание школьников, уверена Марина ПРИЯТЕЛЕВА, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО.
Дневник юного гражданина
В целях достижения личностных результатов освоения программы начального общего образования в части гражданско-патриотического воспитания, таких как становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание собственной этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в помощь педагогам в организации воспитания обучающихся кафедрой начального образования НИРО разработан «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области».
Это рабочая тетрадь для младших школьников, созданная в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в обновленных ФГОС. Задания, предлагаемые в дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. Главное место в них отводится активной и разносторонней деятельности школьника, ключевым моментом которой становится уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
«Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» включает в себя несколько разделов. У каждого раздела есть своя цель. Раздел «Листая прошлого страницы» ориентирован на закрепление интереса к прошлому и настоящему, историческим корням и традициям родного края, изучение особо почитаемых мест, значимых для истории и культуры Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
При прослушивании стихотворения Александра Игнатова «Альбом» учитель предлагает заглянуть в «Альбом прошлого нашего города». Во время путешествия дети обращают внимание на интересные названия, памятники, красивые здания, запоминают имена известных людей.
С помощью QR-кодов они «путешествуют во времени» по достопримечательностям Нижнего Новгорода, узнают, что это один из древнейших русских городов с многовековой историей. С дятлом Гором и олененком НиНо (талисманами 800-летия Нижнего Новгорода) разгадывают кроссворды и ребусы, составляют викторины и облако слов о прошлом любимого города.
Люби и знай свой край
Одно из заданий «Социокультурного дневника» предполагает включение пропущенных слов и дат, связанных с историческим прошлым Нижнего Новгорода. Детям предлагается вписать в текст о Нижнем Новгороде пропущенные слова и даты, используя слова для справок.
Нижний Новгород — очень древний город. Он был основан в ... году великим князем .... Город наш не всегда носил название «Нижний Новгород». В ... году Нижний Новгород был переименован в город ... — псевдоним писателя ..., который родился и жил в нашем городе. А в ... году городу вернули его историческое имя. Главной достопримечательностью города является .... Строился он с ... по ... год. Нижний Новгород является городом, где впервые что-то было изобретено, построено или открыто. Назовем лишь некоторые факты: первый в России ... пошел в Нижнем Новгороде 8 мая 1896 года; первый в России ... был выпущен в Нижнем Новгороде 1 декабря 1920 года на Сормовском заводе; первое в мире пассажирское ... на подводных крыльях «Ракета» было создано на заводе «Красное Сормово»; первая в России передача ... (человеческий голос вместо азбуки Морзе) состоялась из Нижегородской радиолаборатории в конце 1919 года и т. д. Есть чем гордиться, не правда ли?
Изучая раздел «Выдающиеся нижегородцы», дети знакомятся с жизнью, творчеством и достижениями людей, судьба которых связана с Нижегородским краем, и испытывают чувство гордости за свой город, свою Родину. В разделе «Промыслы земли Нижегородской» происходит знакомство с ремеслами и промыслами Нижегородской области, что стимулирует развитие интереса учащихся к изучению народных традиций земли Нижегородской. В разделе «Были и небывальщина» школьники встречаются с художественными произведениями, былинами и легендами о Нижнем Новгороде и Нижегородчине, что воспитывает чувство гордости за свой край.
Приобщая к наследию предков
Организуют работу обучающихся по ведению «Социокультурного дневника» классные руководители. Посещение историко-культурных мест, культурно и социально значимых объектов включается в план воспитательной работы класса. «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» ориентирован на построение системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Нижегородской области, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей областных и муниципальных учреждений культуры; формирование активной социальной позиции школьника.
«Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» способствует достижению личностных результатов освоения программы начального общего образования, которые должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, заявленных в обновленных ФГОС НОО.
ПОДЕЛИТЬСЯ: