Литература учит патриотизму
Высшей миссией современного образования становятся творение личности, становление «человека в человеке», воспитание патриотизма. Решение этих задач предполагает формирование у обучающихся высших базовых ценностей, способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных норм и нравственных идеалов отношение к себе, к окружающим, обществу, государству, к Родине, уверена Юлия ЛЮБЕЗНОВА, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы лицея № 8 имени академика Е.К. Федорова Нижегородского района Нижнего Новгорода.
Важная роль в современном воспитательном процессе отведена преподаванию литературы. Художественное произведение, размышление о прочитанном — это отправной пункт для формирования ценностных ориентаций. В процессе преподавания литературы педагоги-словесники могут влиять на развитие обучающихся силой художественного слова, приобщать их к духовному опыту человечества, передавать нравственные знания, воспитывать любовь к родной стране.
В образовательных программах по литературе сделан акцент на идею нравственной природы искусства, предназначение художника как пророка, призванного своим творчеством улучшать и воспитывать человека. Эта идея нашла воплощение в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и др.
Литературные дискуссии, диспуты, уроки-конференции, уроки-семинары позволяют в непринужденной беседе рассуждать о вечных человеческих ценностях: о долге, о чести, о совести, о величайшей силе любви, о семье, о патриотизме.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» ключевым понятием и нравственным ориентиром является мир. Недаром это слово включено в само название произведения. Для писателя важно показать, что человек не является только представителем того или иного исторического, социального, профессионального мира; человек у Толстого — это сам мир. Автора интересует и внутренний мир главных героев: Наташи Ростовой, Пьера Безухова, князя Андрея, княжны Марьи. Старшеклассникам важно понять, что у каждого героя свой микромир, свои ценности.
Изображение внутреннего мира человека у Толстого сочетается с изображением другого, большого мира, частью которого являются герои. В романе целая палитра миров: мир Ростовых, лысогорский мир, мир высшего света, мир фронтовой жизни армии, мир народа. Нередко один мир враждебен другому. Например, Пьер попадает в мир народа, когда находится в плену. Перед ним открываются истинные жизненные ценности, он, наконец, обретает смысл жизни и понимает, что он любит свой народ и свою страну.
Единение героев романа с миром не только не уничтожает человеческое «я», а напротив, расширяет личность и утверждает подлинный смысл жизни. Старшеклассники приходят к выводу о том, что мир может существовать только в единении людей друг с другом и родиной.
Тема человечности, человеколюбия, патриотизма в произведениях Б. Васильева занимает центральное место. Старшеклассникам особо интересна повесть «А зори здесь тихие...», в которой рассказывается о старшине Васкове и подчиненных ему девушках-зенитчицах. Во время боя девушки погибают. Ненависть к врагам, желание отомстить за своих боевых подруг помогает Васкову победить. В этой борьбе им руководит святое чувство любви к родине, которое заставляет сражаться с ненавистным врагом.
Знакомство с русскими художественными произведениями, их анализ, интерпретация приобщают к традициям народа, способствуют формированию гражданской позиции. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы оказывают сильное воздействие на развитие духовных начал человека, облагораживают, очеловечивают, учат чувствовать, мыслить, жить.
ПОДЕЛИТЬСЯ: