«Люди без памяти не люди»
Историческая память конечна, она умирает вместе с поколениями, которые были непосредственными участниками событий. Кроме того, в одно и то же время могут существовать несколько групп свидетелей события, транслирующих разное отношение к нему. Что выросшие современные дети передадут подрастающим поколениям о прошлом? Что они почерпнут из Всемирной паутины, где каждый может высказывать свое мнение, не подтверждая его аргументами и фактами? Об этом размышляет Кира РУМЯНЦЕВА, учитель начальных классов школы № 102 Нижегородского района Нижнего Новгорода.
В программе начальной школы нет предмета «История», но есть небольшие вкрапления исторической информации в предметах «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Основы религий, культуры и светской этики». А 1 сентября введен курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Данный масштабный проект реализует Министерство просвещения Российской Федерации. Это нововведение весьма актуально. Дети познакомились с символами страны: государственными флагом и гимном. Уже за два первых месяца, проведенных в 1-м классе, малыши выучили слова первого куплета и припева гимна (это произошло естественно, без дополнительной работы со стороны учителя), прониклись торжественностью момента поднятия флага и исполнения гимна. Опоздания на урок свелись к минимуму, появилось больше ответственности.
Основным видом мышления в младшем школьном возрасте является наглядно-образное, а к концу начальной школы происходит переход к словесно-логическому, которое формируется в процессе приобретения определенных знаний.
Опираясь на это, следует знакомить детей с историческими образами с опорой на литературные произведения, такие как рассказы Сергея Алексеева, Николая Богданова, Леонида Пантелеева, Николая Внукова. Этих рассказов нет в учебниках по литературному чтению, но полезно включить произведения этих писателей в список чтения литературы на лето после 2, 3, 4-го классов, создавать инсценировки или организовывать чтение по ролям на классных часах.
Помогают учителю не только книги и уроки, но и спектакли. Весной мы с четвероклассниками посмотрели в Нижегородском академическом театре кукол спектакль «Ястребок», а осенью с первоклассниками — сказку «Манук — отважное сердце». После спектаклей рассуждали о характере героев, трусости и отваге, предательстве и дружбе, вспоминали и противопоставляли героев вымышленных и исторических, учились различать настоящих героев и мнимых.
ПОДЕЛИТЬСЯ: