Круглый стол «Гражданско-патриотическое воспитание: ценностные и целевые основы деятельности классного руководителя»
Динамичные изменения, происходящие в обществе, диктуют качественно новые требования к организации воспитательного процесса в отечественной образовательной системе. Одним из актуальных направлений деятельности государства в области образования становятся усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
Ценность патриотизма
В Указе Президента Российской Федерации от 08.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» к традиционным российским ценностям относятся патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за его судьбу. Эти ценности формируются в контексте гражданско-патриотического воспитания, имеющего глубокую историческую культурную, нормативно-ценностную традицию.
Ключевым понятием гражданско-патриотического воспитания является «патриотизм», который обладает главными сущностными характеристиками. Патриотизм рассматривается как: русский архетип, складывавшийся веками в ходе развития российской цивилизации; гарант целостности, единства и безопасности страны; основа формирования социокультурного пространства, духовно-нравственной среды России; единство общественного и личностного, причастность к достижениям страны через практическое участие во благо Отечества и своего народа; особая пассионарность россиян, их поведенческая и историческая память.
Важными понятиями гражданско-патриотического воспитания являются Родина, Отечество, гражданин. Понятие Родина характеризует инвариантную основу патриотизма и гражданственности, отражая присущие каждому народу черты, складывающиеся на протяжении всей его истории. Понятие Отечество является вариативной характеристикой, отражающей особенности развития конкретного общества на определенном этапе: например, «Отечество нам Царское Село». Важно подчеркнуть, что понятия Отечество и Родина у человека связаны через понятие дом; а оно, в свою очередь, ведет к понятиям семья, мать, отец, дети. Таким образом, быть патриотом и гражданином значит не только являться соотечественником, но и осознавать личную сопричастность своей семье, народу, а главное — нести ответственность за все, что происходит в стране.
Модели и условия ГПВ
Гражданско-патриотическое воспитание реализуется в нескольких взаимосвязанных моделях: предметной — осуществляемой в контексте учебных предметов: истории, географии, русского языка, литературы; надпредметной — связанной с внеурочной и внеучебной деятельностью, дополнительным образованием; проектной — предполагающей участие образовательной организации в решении проблем местного социума; институциональной — направленной на моделирование школьной жизни по сценарию гражданского общества; смешанной — объединяющей учебную и внеучебную деятельность.
В процессе работы круглого стола были определены условия реализации гражданско-патриотического воспитания: аксиологическое насыщение содержания такого воспитания с учетом возрастных особенностей школьников, их «коридора взросления»; реализация родиноведческого и краеведческого подходов; развитие сопричастности своей стране через изучение и празднование памятных дат; воспитание учащихся в конструктивной практической деятельности, связанной с полезностью семье, школе; вовлечение обучающихся в детское движение, ориентация на российскую атрибутику как консолидирующую основу формирования гражданской идентичности; участие в волонтерстве и добровольчестве, обеспечивающих позитивную деятельность учащихся.
В контексте круглого стола было обращено внимание на то, что в гражданско-патриотическом воспитании соединились обыденное (бытийное) и высокое, такое как жизнь как служение и подвиг, помощь и поддержка. Учительством накоплен большой опыт по данной проблеме.
Участвуя в совместной деятельности
Педагоги обсудили следующие вопросы:
— Как говорить с современными школьниками? Нужно ли беседовать с ними о трудном, сложном?
— Чего не хватает детям? Или, может быть, мы даем им слишком много всего, балуем?
— Нужна ли идеология в образовании или она должна существовать вне школы?
— Какова роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения?
— Нужно ли в современном детстве менять условия воспитания? Какие условия необходимы?
— В чем заключается значение классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся?
— От чего зависит эффективность такого воспитания?
— Какова роль совместной деятельности обучающихся и взрослых в гражданско-патриотическом воспитании?
— В чем должна заключаться эффективность организуемых «Разговоров о важном» в формировании патриотизма российских школьников?
В работе круглого стола приняли участие учителя-предметники, классные руководители. В завершение встречи ее участники подчеркнули актуальность поднятых на ней вопросов, обратили внимание на важнейшие и сложнейшие проблемы, многие из которых редко обсуждаются. В целом круглый стол был информационно насыщенным, его участники активно раскрывали собственный опыт, обсуждали сложные мировоззренческие ценностно-смысловые проблемы.
Вера НИКОЛИНА,
докт. пед. наук, профессор кафедры
теории и практики воспитания
и дополнительного образования НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: