Круглый стол «Рабочая программа воспитания: эффективная реализация» и презентация воспитательных практик
Реализация рабочей программы воспитания становится главной задачей, которая определена для организаций всех уровней образования: от дошкольного до профессионального. Рабочая программа воспитания – это комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания.
Воспитать Человека
Рабочая программа воспитания направлена на формирование личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, и реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими воспитательными институтами. Программа призвана обеспечить преемственность воспитания на всех уровнях образования, строится на основных направлениях развития личности (гражданском, патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, физическом, трудовом, экологическом, познавательном); включает единые разделы — целевой, содержательный, организационный и примерный календарный план воспитательной работы.
Таким образом, рабочая программа воспитания — центральный, системообразующий элемент основной образовательной программы образовательной организации, что определяется ведущей ролью личностных результатов образования.
Оценивая результаты
При проектировании и реализации рабочей программы воспитания необходимо учесть специфику всех условий деятельности образовательной организации по формированию ценностных ориентаций обучающихся. Кроме того, важно понять смыслы личностных изменений воспитанников, возможности педагогического влияния на их динамику и необходимость объективного оценивания результатов воспитания. При этом нужно учитывать, что результаты воспитания должны четко соответствовать поставленным целям и задачам, которые реализуются затем в заявленных модулях рабочей программы воспитания.
Личностные результаты школьников не могут быть окончательными, поэтому их следует анализировать и представлять в динамике. Оценка и анализ воспитательной деятельности — в рамках программы воспитания — должны носить прогностический характер: с одной стороны, важно правильно интерпретировать и максимально использовать полученные оценочные результаты, с другой — увидеть точки роста для совершенствования воспитания в образовательной организации.
Основными предметами мониторинга и анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников, а также общее состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых. Итогами подобного самоанализа воспитательной работы выступают перечень выявленных проблем, которые предстоит решать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
Ответы на вопросы
Каким образом проектировать эффективную реализацию программы воспитания? В каком формате стоит представлять результаты воспитания обучающихся? Каковы процедуры мониторинга и оценки рабочей программы воспитания? Кто может осуществлять экспертизу программ? Насколько соотносятся декларируемые целевые ориентиры и уклад образовательной организации в тексте рабочей программы и их реальное воплощение в практической деятельности? Почему не всегда получается воплотить желаемое в сфере воспитания и социализации детей и молодежи? Эти и другие вопросы были рассмотрены в рамках круглого стола «Рабочая программа воспитания: эффективная реализация».
Круглый стол прошел содержательно и информационно насыщенно. Обсуждались многие вопросы реализации программы: какие факторы воспитания обучающихся более эффективны, какие модули вызывают сложности при реализации, каковы дефициты воспитания в современной школе, как лучше организовать совместную деятельность детей и взрослых и многие другие. Педагоги и руководители образовательных организаций активно предлагали управленческие решения, опираясь на опыт воспитательной практики; иногда разговор переходил в живейшую дискуссию.
Многие участники приходили к выводу о важнейшем факторе влияния на результаты воспитания в школе — значимом для детей и доброжелательном педагоге с позицией Воспитателя. Делались акценты на единстве рабочей программы воспитания для образовательной организации и необходимости ее преемственности на всех уровнях образования.
Японский формат в образовании
В работе круглого стола приняли участие победители, призеры и участники V регионального фестиваля воспитательных практик: Реализация рабочей программы воспитания в образовательных организациях.
Презентация работ победителей фестиваля проходила в формате «печа-куча» (япон. PechaKucha). Выступающий может использовать 20 слайдов и 20 секунд комментариев к каждому из них, всего 6 минут 40 секунд, в течение которых можно поделиться идеей, рассказать о собственном опыте, обратить внимание слушателей на что-то или просто подарить им хорошее настроение.
Презентации победителей фестиваля воспитательных практик вызвали неподдельный интерес участников круглого стола. Были представлены проекты, связанные с практикой добровольчества в детском саду и начальной школе, вело- и автотуризмом, системы работы в дошкольных образовательных организациях и др. Выступающие рассказывали о своих педагогических находках, делились суждениями об организации воспитательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями.
Педагогический опыт, хотя и не переносимый механически из одной организации в другую, был безусловно полезен для практиков: он заставлял задуматься о своей воспитательной деятельности, о ее перспективах и проблемах, о возможных решениях этих проблем и о направлениях дальнейшего профессионального развития.
Светлана ФАДЕЕВА,
докт. пед. наук, доцент, профессор кафедры
теории и практики воспитания
и дополнительного образования НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: