Искры передового опыта: мастер-классы
В ходе регионального форума классных руководителей прошли мастер-классы победителей III Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий. Модераторами мероприятия были сотрудники кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО: кандидат педагогических наук, доцент Галина Дождикова и старший преподаватель Эдуард Иткин.
Царь и первый император
Учитель начальных классов школы Горбатова Павловского округа Ирина Веретенникова провела мастер-класс «О России с любовью», посвятив его просветительскому интернет-проекту для младших школьников «Великий царь всея Руси Петр I».
В ходе мастер-класса Ирина Павловна продемонстрировала педагогические приемы и технологии, которыми она пользуется при работе с учениками. Для ознакомления с тематикой и вопросами, которые предстояло изучить на мастер-классе, она применила прием «облако слов». Эта методика представляет собой головоломку — изображенный визуально хаотичный список понятий и терминов, написанных разными размерами шрифта. Присутствующие получили задание выбрать из «облака» термины и имена, которые им предстояло использовать.
После того как «клубок из слов» был «распутан» и содержание мастер-класса определено, Ирина Павловна предложила решить кроссенс — ассоциативную головоломку, в которой были зашифрованы основные реформы и деяния великого императора: 359 лет со дня рождения Петра I, основание Санкт-Петербурга, создание регулярной армии и флота, возвращение выхода к Балтийскому морю, приобщение россиян к европейским обычаям.
Вьем веревки
На следующем этапе мастер-класса от заданий-головоломок слушатели перешли к исследовательской деятельности. В ходе лабораторной работы «Деньги, денежки» присутствующие изучили 500-рублевые денежные купюры образца 1912 и 1997 годов с изображениями Петра I. Надо было: определить достоинство банкнот, год их выпуска, особенности дизайна и элементы защиты от подделок; с помощью линейки измерить размеры купюр и сравнить их; попытаться определить их покупательную способность; поразмыслить о народных прозвищах пятисотрублевок. После этого мастер-класс перешел в практическую плоскость.
Мог ли быть связан город Горбатов с Петровской эпохой? Оказывается, мог, причем самым непосредственным образом. Когда Петр I начал строить флот, для кораблей понадобились снасти. В Петербурге при Адмиралтействе был открыт канатно-прядильный двор, а мастеров, умеющих вить канаты и веревки, собирали по всей России. В 1718 году царь прислал нижегородскому губернатору князю Степану Путятину указ, в котором требовал отрядить в столицу 50 прядильщиков. Путятин сыскал мастеров и отправил в Петербург. Среди них было и несколько прядильщиков из Горбатова.
В настоящее время в Горбатове работает канатно-веревочная фабрика «МИТРА», продолжающая славные традиции мастеров петровского времени. Сообщив эти исторические сведения, Ирина Павловна предложила провести практическую работу на тему «Канатное производство: джутовая филигрань». Присутствовавшие с большим интересом изготавливали кукол из продукции фабрики — джутового шпагата — натурального материала изо льна.
Нижний — сосед Москве ближний
Следующий мастер-класс провела Мария Большакова, учитель английского языка школы № 171 Автозаводского района Нижнего Новгорода. Она выступила с презентацией своей воспитательной практики «Из истории моего города». Заслуживает особого внимания то, что, будучи по своему базовому образованию учителем иностранного языка, педагог в совершенстве овладела краеведческой тематикой и создала интересную методическую разработку — презентацию для учащихся основной школы по истории Нижнего Новгорода.
В викторину вошли вопросы об основании Нижнего Новгорода, Нижегородско-Суздальском княжестве, Нижегородском кремле, Нижегородском ополчении 1611—1612 годов, Минине и Пожарском — великих патриотах в отечественной истории, о крупнейшей в империи Нижегородской ярмарке и Нижнем Новгороде — кармане России, о Горьком — городе трудовой доблести.
Интересный видеоряд, методически правильно сформулированные задания продемонстрировали участникам мастер-класса удачный пример использования викторины как воспитательного мероприятия в рамках внеклассной работы.
Как защитить малыша
Третий мастер-класс — «Влияние гаджетов на психическое развитие ребенка» — был проведен Еленой Кудряшовой, педагогом-психологом детского сада № 4 Автозаводского района Нижнего Новгорода, лауреатом Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019». Она построила свое выступление в форме деловой игры — родительского собрания в детском саду, на котором присутствовавшие выступали в роли родителей.
Исследуя заявленную тему, Елена Юрьевна обратила внимание на ситуацию, когда гаджеты, созданные для того чтобы служить человеку, часто подчиняют детей себе, порождая опасную зависимость. Это становится серьезной проблемой, которую необходимо решать не столько воспитателям в детском саду, сколько родителям. Ведь именно они специально дают малышам, чуть ли не с младенческого возраста, в руки гаджеты. При этом родительские мотивы могут быть самыми разными: необходимость развития ребенка, пресечение его капризов и истерик, стремление занять свое дитя чем-нибудь полезным, а в итоге получается совершенно противоположный результат, когда вместо ожидаемых позитивных последствий у детей возникает компьютерная зависимость.
Формируется поколение, которое классические детские развлечения уже не интересуют, а в психологическом плане в поведении ребенка формируются аутичные черты: утрата контакта с родителями, предпочтение одиночества коллективным формам общения, отсутствие интереса к окружающим людям и др.
Из онлайна в офлайн
Остановившись на негативных последствиях влияния гаджетов, Елена Юрьевна попросила слушателей подумать о мерах профилактики компьютерной зависимости у детей. В ходе обсуждения предложенных вопросов «родительское собрание» пришло к выводам о том, что факторами профилактики компьютерной зависимости должны быть теплые эмоциональные отношения в семье, приобщение ребенка к серьезным увлечениям, воспитание способности к общению, чтобы не стать изгоем в детском коллективе, умения налаживать нормальные контакты со сверстниками.
Большое значение в предотвращении компьютерной зависимости должно иметь формирование навыков ролевых игр, в процессе которых дети приобщаются к классическим развивающим и обучающим занятиям, в которых они имеют дело не с виртуальными, а с реальными игрушками: кубиками, пирамидками, куклами, машинками, книгами и пр. Взрослые должны помнить и о том, что пребывание детей младшего возраста за компьютером необходимо ограничивать 30 минутами, а старшего школьного возраста — одним часом в сутки.
Мастер-классы показали, что победители III Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей оказались людьми творческими, способными не только создать методически ценные продукты, но и с большим мастерством передать свой богатый опыт коллегам.
Эдуард ИТКИН,
старший преподаватель кафедры
теории и практики воспитания
и дополнительного образования НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: