Спасибо Вам, Людмила Николаевна!
«Интуиция не подвела: мне, действительно, достался билет с “Мертвыми душами”, и это было единственное произведение русской литературы, которое я не повторила накануне вступительных экзаменов в лингвистический». Воспоминаниями из студенческой жизни и о своем классном руководителе делится с читателями Елена МОКЕЕВА, учитель английского языка Дальнеконстантиновской школы.
Знания — намертво
Навязчиво-гнетущее: «Тебе. Достанутся. “Мертвые души”» сменилось истерически-фатальным: «Все пропало!» Но мозг постепенно успокоился и малопомалу начал доставать из памяти образы Чичикова, Коробочки, Плюшкина... Вместе с известными гоголевскими персонажами я с большой благодарностью вспомнила своего учителя русского языка и литературы Людмилу Николаевну Посацкову, с которой подробнейшим образом на уроках мы разбирали различных персонажей. Это она последовательно, надежно и намертво «забетонировала» в наших головах не только литературные знания, но и грамотность. А главное — стремление излагать свои мысли максимально правильно даже второпях, набирая сообщение в том же Вайбере, когда стараешься не упустить из вида ни одного знака препинания. И пусть на это потребуется больше времени, зато совесть твоя будет чиста.
В школьные годы, а впоследствии и в вузе я не выпускала из рук опорные конспекты — свод правил правописания суффиксов, приставок... По мере изучения мы фиксировали эти правила под чутким руководством Людмилы Николаевны. И если по какой-то причине ты пропускал хоть один опорный конспект, то переписывал его у одноклассников. В итоге получилась целая общая тетрадь — палочка-выручалочка. Этими опорными конспектами пользовалась потом моя дочь — студентка филологического факультета. Тетрадке этой уже лет тридцать, но я бережно храню ее и временами туда заглядываю, потому что знаю, что правильнее не бывает.
Сочинения по литературе я любила. Мне нравился процесс подбора синонимов, построения фраз и предложений, связного перетекания мыслей из одного абзаца в другой. Это тоже заслуга моего учителя по литературе. И как же хотелось, чтобы Людмила Николаевна упомянула твой «опус» при комментировании работ, пусть вскользь! Ее профессиональное мнение для меня было важно всегда, особенно при написании материалов в местную газету «Родная земля». Как-то она сделала мне замечание: «Лена, статья хорошая, но одну речевую ошибку я тебе не прощу!» С улыбкой, конечно, произнесла.
Когда не все равно
Мне повезло вдвойне, потому что Людмила Николаевна была и моим классным руководителем. Пусть всего пару лет, но какими же насыщенными они были!
В нашем «в» классе никто не оставался обделенным ее вниманием. Иногда нам казалось, что его было даже многовато... Это сейчас тетям и дядям из «в» класса стало понятно, почему Людмила Николаевна так тактично-настойчиво занималась нашим воспитанием: вразумляла, советовала, беседовала и с нами, и с родителями, и с коллегами. Или зачем отчитывала за лень в учебе, появившуюся из ниоткуда. И ей вовсе не обязательно было повышать голос (чего не припомню): вопросительно-убедительный, проникающий до глубины души взгляд — и пара аргументов действовала безотказно. Просто ей было не все равно.
Наша классная руководительница устраивала для нас «огоньки», конкурсы, мы участвовали в различных школьных мероприятиях. А однажды мы всем составом, с Людмилой Николаевной, разумеется, отправились пешком в соседнее село, где для нас бывшие ученицы «в» класса организовали игру «Любовь с первого взгляда». Событие вызвало восторг, закончилось чаепитием и дружеской беседой с нашим любимым учителем.
И все вышеупомянутое является лишь маленькой толикой нашей активной школьной жизни.
«Вы такая, такая!..»
Сценарий вечера по случаю юбилейной даты Дальнеконстантиновской школы писала Людмила Николаевна и была режиссером большого праздника. Она пригласила меня на роль одной из ведущих, что было для меня большой честью и ответственностью. Она продумала все до мельчайших подробностей, вплоть до того, кому из гостей — выпускников школы разных лет какой вопрос задать, кого в процессе интервьюирования усадить на стул, а с кем побеседовать у стойки микрофона, какие фразы интонационно выделить, а какие — произнести вполголоса.
Независимо от уровня мероприятия, где режиссирует Людмила Николаевна, начиная вышеупомянутым районным и заканчивая классным, оно всегда пройдет на высоте, добротно, душевно. Она не может иначе, не умеет.
Наш вечер встречи выпускников по случаю десятилетнего окончания школы готовила наш классный руководитель. Уже потом в неформальной обстановке раскрасневшийся от переизбытка чувств Димка Кузнецов, обняв нашу классную, выдал: «Людмила Николаевна, Вы такая, такая!..» А какая? Отвечу — заслуженный учитель Российской Федерации, уважаемый педагог и замечательный человек.
Сейчас мы с Людмилой Николаевной коллеги. Я тоже преподаю язык — английский. И тоже классный руководитель. В нашей школе трудятся замечательные педагоги, но ориентиром в моей учительской деятельности является Людмила Николаевна Посацкова. И на уроке, и в общении со своими учениками я всегда вспоминаю своего учителя. Она не только дала нам прочные знания по своему предмету, но на собственном примере показала, как нужно относиться к делу, которое ты выбрал: ответственно, добросовестно, искренне, с большой самоотдачей. Спасибо Вам, Людмила Николаевна!
Кстати, вступительный экзамен по литературе я сдала на «отлично».
ПОДЕЛИТЬСЯ: