Командообразование и социализация старших дошкольников
Все чаще можно заметить, как дети погружены в виртуальный мир. Они не хотят договариваться, уступать, не пытаются помочь друг другу, таким образом испытывая трудности в установлении контакта со сверстниками и взрослыми. Современные же условия требуют умения работать в команде. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе — группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и дальнейшая судьба, считает Яна ГРИГОРЬЕВА, воспитатель детского сада № 1 Лыскова.
Новая технология
Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. Данный аспект актуализируется и в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в связи с чем становится насущным поиск новых форм и методов работы с дошкольниками. Здесь на помощь воспитателям приходит технология командообразования.
Главная задача детского командообразования — сплотить коллектив. Целенаправленные задания в игровой форме помогают научить детей работать в команде и стремиться к успеху вместе, понять, что в жизни есть что-то, чего ребенок не сможет сделать в одиночку, а вот вместе с друзьями ему это будет по силам. Играя в объединяющие игры, воспитанники учатся строить дружеские отношения, считаться с мнением друг друга, использовать преимущество каждого для достижения успеха в общем деле.
Вместе мы можем всё!
Для формирования и развития навыков командной работы, сплочения детского коллектива мною разработана модель организации деятельности с использованием технологии командообразования. Данная модель разбита на тематические блоки:
— «Игры на знакомство»;
— «Игры на сплочение детского коллектива»;
— «Игры на выявление лидера»;
— «Игры на профилактику барьеров общения»;
— «Игры на развитие межличностных взаимоотношений».
Расскажу о них более подробно.
— Путем выполнения игровых заданий блока «Игры на знакомство» происходят знакомство и наиболее тесное общение участников игр друг с другом, устанавливаются контакты между ними. Играя, ребята получают опыт взаимодействия в совместной творческой деятельности.
— Игры на сплочение детского коллектива помогают детям установить положительные контакты, а также по-доброму взглянуть друг на друга, вызывают интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.
В данном блоке я применяю такие игры, как «Обруч», «Веселый лабиринт», «Игры с полотном».
— Игры на выявление лидера позволяют каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы, подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.
Это такие игры, как «Веревочка дружбы», «Карабас» и др.
— Игры на профилактику барьеров общения учат общаться друг с другом, находить место в совместной деятельности в соответствии со своими возможностями, согласовывать собственные действия с действиями других и справедливо разрешать возникающие конфликты.
В данном блоке я использую игры «Волшебные рукавички», «Доброе солнышко», «Ласковое имя».
— Игры на развитие межличностных взаимоотношений формируют доброжелательные взаимоотношения между дошкольниками, способствуют становлению эмоционального благополучия детей в коллективе сверстников.
В этом блоке применяются игры: «Гусеница», «Задорный клоун», «Все вместе».
Игры на взаимодействие
Технологию командообразования можно использовать во всех областях деятельности, во всех режимных моментах и в самых разных целях.
В своей работе я также применяю различные виды командообразования.
— Спортивные игры — командные игры большой и малой подвижности, направленные на развитие физической активности участников. Например, игры и игры-соревнования: «Школа мяча» (в мини-командах, где побеждает команда, у которой мяч не упал), «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!», «Дракон кусает свой хвост», «Поводыри» и т. д.
— Логико-психологические игры направлены на развитие интеллектуальной активности участников. Здесь я использую задания на логику, тесты, кроссворды и т. д.
— Творческие игры стимулируют эмоциональную активность участников. Это различные квест-игры: «В поисках сокровищ», «Путешествие в сказочную страну», флешмобы и др.
Важнейшим способом реализации идеи сотрудничества является взаимодействие педагога и родителей, в котором папы и мамы — не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
Исходя из этого я использую различные формы взаимодействия с родителями: разнообразные мастер-классы, творческие мастерские («Счастливы вместе»), физкультурные досуги («Папа и я — лучшие друзья»), игра «Чувство олимпийского локтя» (родителям необходимо встать в круг, взяться за руки и, не размыкая рук, всем вместе повернуться в круг спиной).
ПОДЕЛИТЬСЯ: