Учим дошкольников определять и понимать время

Непосредственное восприятие временной длительности выражается в способности чувствовать ее, непосредственно оценивать и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени», поясняют Надежда МЕДВЕДЕВА, воспитатель, и Галина БЫЧКОВА, старший воспитатель детского сада № 35 Сарова.

 

Постановка задач

Современные требования подготовки детей к школе нацеливают педагога на создание условий для формирования умений следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Но, к сожалению, методическое обеспечение образовательного процесса не располагает необходимой информацией для решения этой задачи; также не предусмотрен системный подход к формированию вышеописанных умений.

Организуя процесс в соответствии с программой Л.Г. Петерсон «Ступеньки», мы решаем следующие задачи: ввести в словарь детей понятия «раньше — позже», «до — после» и т. д., сформировать чувствительность к последовательности установленных событий, представления о текучести времени, последовательности частей су-ток, дней недели и месяцев в году, о разных видах часов, умение определять время и чувствовать его в диапазоне минуты, 10 минут, часа.

Рассмотрим подробно, каким образом в нашей группе решаются поставленные задачи.

Разные виды часов и их назначение

Мы организовали выставку часов различных видов. Подробно рассмотрели их, нашли сходство и отличия. Пришли к выводу о том, что все они выполняют одну функцию: отсчитывают время и сообщают нам об этом. Поняли, что в разных ситуациях уместно использовать разные виды часов.

Обобщить, систематизировать и сформировать целостное представление о часах как о приборе измерения времени нам позволил прием «Системный оператор». В качестве главной функции изучаемого объекта мы обозначили его способность отсчитывать время. Узнали, что для изготовления часов используют дерево, пластик, металл и др. Часы состоят из корпуса, в котором находятся другие части: циферблат, стрелки, механизм.

По месту функционирования выделили комнатные часы, наручные, куранты и т. д. Сделали вывод о том, что часы относятся к системе «приборы», обозначили круг приборов, которые знают дети: барометр, термометр, весы. «Путешествуя» на «машине времени», узнали о том, что ранее эту функцию выполняли солнечные, цветочные, огненные, водные, песочные часы.

«Часы — компас времени»

Чтобы научить детей определять время, изготовили макет механических часов. Алгоритм ознакомления и упражнения воспитанников в определении времени с точностью до часа хорошо продуман в используемой нами программе. Каждый раз при знакомстве с цифрой ребятам предлагается определить второй день недели, второй месяц в году, 2 часа на часах. В течение недели зрительно и механически закрепляем понятие часа.

С целью соотношения конкретного часа с конкретной деятельностью детей в течение дня изготовили следующее пособие. Обычные дидактические часы дополнили метками в виде фото, которые отражают ежедневную деятельность, осуществляемую в это время. Так, в 8.00 у нас всегда начинается речевая пятиминутка, в 9.00 стартуют занятия, в 13.00 заканчивается обед, в 15.00 мы просыпаемся, в 16.00 полдничаем. Так как программа Л.Г. Петерсон предполагает знакомство с цифрами до 10 и сама ее автор не делает акцент на разнице часа и 13 часов, мы называем просто 1 час дня, или 9 часов утра, или 4 часа вечера. Фиксируют нужные моменты на этих часах дежурные по занятиям.

 

Как «чувствовать» время

Развитие «чувства времени», на наш взгляд, непосредственно связано с ощущением временной текучести. В качестве наиболее понятного и наглядного прибора мы решили использовать песочные часы, они дают возможность наблюдать текучесть минуты. По объему песка в емкости видно, сколько времени прошло и сколько осталось.

Чтобы сформировать чувствительность к длительности времени, необходимо создать условия для проживания определенного интервала, четко ограниченного рамками минуты, 10 минут, часа. Это достаточно контрастные периоды. Ограничивая какую-то деятельность длительностью пересыпания песочных часов, проговариваем, сколько времени прошло, при этом используем одни и те же моменты для фиксирования.

Представление о длительности минуты мы формируем при выполнении какого-то момента на занятиях и в дидактических играх. 10 минут закрепляем при одевании на прогулку, окончании обеда, прохождении полосы препятствий, перерывах между занятиями, одевании в бассейн.

Труднее было найти длительность, которая разворачивается в часовом интервале, поэтому мы решили формировать чувствительность к часу на прогулке. Согласно режиму дня воспитанников нашей группы прогулка длится с 11.00 до 12.25. Принимая во внимание время передвижения, организационного момента, уборки игрушек, мы определили для себя ровный час непосредственно прогулки с 11.10 до 12.10. С учетом атмосферных явлений на прогулке нерациональным, на наш взгляд, является использование каких-либо часов, и мы договорились с детьми, что прогулка длится час, о начале и окончании которого извещает колокольчик.

«Время, вперед!»

Также в нашей группе появилось пособие, позволяющее соотносить  понятия вчера, сегодня, завтра с конкретными ежедневными моментами, такими как меню, которое сегодня выставляют дежурные по столовой, расписание и тренинги по ТРИЗ — дежурные по занятиям. В уголке рисования уже давно «живет» разноцветная «гусеница». Она помогает закрепить знания текущего дня недели. Кто первый назовет сегодняшний день, получает право отметить его. Этой же цели служит календарь природы, внимание на нем фиксируется на три недели.

Воспитанникам нашей группы было трудно запомнить очередность месяцев в году. Им помогла такая история.

Представьте, что зимой на морозе лает собака — ДЯФ. Почему зимой? Потому что ДЯФ — это первые буквы зимних месяцев:

Д — декабрь,

Я — январь,

Ф — февраль.

Далее говорим, что в первый месяц весны мы отмечаем праздник всех мам. Еще раз спрашиваем, чей это праздник весной? МАМ, отвечают дети и перечисляют месяцы: март, апрель, май. Если путают март и май, говорим, что весна начинается с праздника 8 Марта.

Далее просим ребенка представить ослика Иа, который весело скачет в жару по зеленой травке. Только он не обычный, а длинный — ИИА. Называем месяцы: июнь, июль, август.

А про осень мы рассказываем так: как только лето закончилось и пора собираться в школу, то на детей нападает СОН (сентябрь, октябрь, ноябрь). Утром вставать надо, а тут такой сладкий СОН...

Затем небольшой опрос: Как собака лает? А в какое время года она лает? А весна — это чей праздник? А летом кто скачет по травке? А осенью на детей нападает что?

Всему свое время

Обычно термины раньше, позже, до, после в обычной жизни воспитанники не употребляют, поэтому мы закрепляем их в речи с помощью дидактических пособий и при составлении рассказа по серии картинок. А когда устанавливаем причинно-следственную связь, поощряем употребление именно этих слов.

В группе появилось многоцелевое пособие, оно позволяет закреплять день недели в соответствии с цветовым обозначением, какой он по счету, какие дни были и будут вчера, позавчера, завтра и послезавтра, усвоить понятия раньше, позже, до, после. Располагается пособие в зоне выполнения речевой пятиминутки и позволяет с самого утра проговорить характеристики сегодняшнего дня.

Таким образом, у детей дошкольного возраста возможно формирование «чувства времени», но делать это нужно системно, в строгой последовательности и с использованием разнообразных методов.

 

Школа № 3, март 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN