Развитие чувства ритма в игре на музыкальных инструментах
Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке, утверждает Эльвира БУХАЛОВА, музыкальный руководитель детского сада № 21 «Теремок» Павлова.
Музыка — с детства
Дошкольники любят играть на детских музыкальных инструментах и, начиная с двухлетнего возраста, постепенно осваивают их (погремушки, бубны, кубики). Раннее обучение музыке играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные детям. В младшей группе они уже могут играть на деревянных ложках, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике и уже освоенных погремушках, бубнах, кубиках. В средней группе воспитанники знакомятся с металлофоном.
К старшему дошкольному возрасту музыкальные способности детей получают должное развитие, поэтому они имеют не только большое желание, но и возможности играть на самых разных детских инструментах.
При систематическом обучении детей игре на музыкальных инструментах у них вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными. Воздействуя на чувства ребенка, музыка формирует его моральный облик, влияет на общую культуру поведения, ведь игра на музыкальных инструментах требует внимания, сообразительности, быстроты двигательных реакций, организованности.
Как играть в оркестре
Дошколята с удовольствием играют в оркестре, могут разобрать (с косвенной помощью взрослого) партитуру музыкальных пьес для оркестра, рассуждая о последовательности включения в исполнение различных групп инструментов. Многие проявляют завидное усердие при освоении музыкального произведения, испытывают радость от выразительной, слаженной игры в оркестре.
Но есть дети, которые освоили игру на детских музыкальных инструментах и разные способы звукоизвлечения на них, а в оркестре играть уверенно и свободно затрудняются: опаздывают вступать со своей партией, не слышат других участников оркестра, ошибаются в передаче ритмического рисунка. Причинами, тормозящими развитие чувства ритма, могут быть технические трудности, связанные с овладением исполнительской моторикой (недостаточно развита координация движений).
Также на ритмические способности влияет состояние психики. Уравновешенные дети ритмичнее тех, кто легко поддается эмоциональным колебаниям. Яркие же эмоции часто являются откликом на переживание музыки. Поэтому эмоциональные дети требуют особого внимания при работе над ритмом. Бывает и другая проблема: ребенку мешает неуверенность в своих возможностях.
Конечно, с такими детьми необходимы не только фронтальные музыкальные занятия, но и индивидуальная и подгрупповая работа. При этом необходимо сохранить у дошкольника интерес к музыке, создать атмосферу комфорта и доверия.
Действуем сообща
Так произошло и в этом году: у группы детей интерес к игре на музыкальных инструментах был велик, а подружиться с ритмом у них не получалось: нарушалась точность метрической пульсации, не складывался ритмический ансамбль.
Сначала для развития чувства ритма у воспитанников я использовала традиционные методы и приемы и самые простые игровые упражнения.
Весьма результативным является декламационный метод обучения. При формировании понятия о метрической пульсации сильных и слабых долей необходимо использовать слова, знакомые детям. Следует предложить несколько имен и определить количество слогов и место ударения в каждом из них. Например, двухдольный размер: Ли-за, Да-ша, Све-та; трехдольный размер: Се-ре-жа, Ка-тю-ша.
В игре «Отгадай, кого зову» взрослый предлагает отгадать, кого из двух выбранных детей он хочет позвать (Дашу или Катюшу). Он отхлопывает слогоритмическую структуру одного из двух предложенных имен, выделяя более сильным хлопком ударный слог. Кто из детей первым отгадывает, имя того взрослый включает в следующую пару для отгадывания.
Сущность ритмослогового метода состоит в том, что каждой ритмической единице соответствует определенное слоговое название: четвертная — та, восьмые — ти-ти, половинные — та-а, шестнадцатые — ти-ки, та-ки. Метод способствует тому, что любая ритмическая последовательность разучивается быстро. Он лежит в основе игры «Музыкальное лото».
В игровом упражнении «Узнай меня» детям предлагаются карточки с ритмическими рисунками. Взрослый прохлопывает (при затруднении детей пропевает на слоги ти, та), ребенок находит карточку с заданным ритмом и прохлопывает или проигрывает на ударном инструменте данный ритм.
Стать дирижером
Дирижирование помогает ощутить метр, размер, такт. Упражнения с дирижированием могут быть различными: ребенок поет и дирижирует, либо один или несколько детей играют на шумовых инструментах, а их товарищ дирижирует. У дирижерского жеста есть еще одно преимущество по сравнению с другими способами развития ритма: он связан с пластикой, движением. И поэтому дирижирование полезно и тем, кто поет, и тем, кто играет на инструменте, поскольку воспитывает точность движения. Ведь часто бывает так, что ребенок понимает ритм и слухом, и умом, и глазами, но сыграть верно не может из-за того, что у него не отработана координация между слухом и действием. Этот недостаток выправляется с помощью дирижирования.
И здесь главным помощником становились игры: «Домики с сюрпризом», «Урожайный оркестр», «Веселые башмачки», «Игры с клавесами».
Методы и приемы развития чувства ритма и желания музицировать зависят от особенностей дошкольников, их музыкальных способностей, степени развития каждого ребенка, а неподдельная заинтересованность ребят и педагога, творческий подход к деятельности способствуют возникновению у детей желания заниматься музыкой.
ПОДЕЛИТЬСЯ: