Наблюдение — всегда поиск нового
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это дело не простое, так как требует тщательной подготовки и наличия необходимого оборудования, считает Елена ЧАЛОВА, воспитатель детского сада № 47 «Ладушки» Заволжья Городецкого района.
Вначале должен быть план
Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности является основным. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется нами ежедневно.
В старших группах, где особенно широкая программа, можно планировать и по два наблюдения. Они должны проводиться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками.
Педагог планирует наблюдение в соответствии с целями и задачами плана воспитательно-образовательной работы.
Подготовка к наблюдению включает: определение места наблюдения в системе знаний воспитанников о природе; выбор объекта или явления для наблюдения; подготовку инструментов и дополнительного оборудования.
Как обучающий прием наблюдение применяется на прогулках с детьми.
Наблюдаем и анализируем круглый год
Для наблюдения за живой природой в зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне. В весенне-летнее время выращиваем огородные культуры на участке детского сада.
Огород является живой лабораторией под открытым небом. При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. С малышами на мини-огороде сажаем лук, горох, бобы или фасоль, редис. Старшие ребята выращивают овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению. В конце лета, перед общим сбором урожая, рассматриваем грядки, обращаем внимание на созревшие овощи, их величину, цвет. В старших и подготовительных группах обустраиваем фитоогород рядом с овощными культурами.
Следующим объектом наблюдения служат цветники и рабатки, организованные на участках ДОО. Для цветника подбираются растения, цветущие с ранней весны до поздней осени. Осенью мы пересаживаем цветы в горшки и наблюдаем длительное время за ними в группе.
«Смотри и слушай…»
Самыми доступными объектами для наблюдения являются деревья и кустарники, произрастающие на территории детского сада.
Мы учим детей определять возраст дерева по спилу. Для того чтобы узнать, сколько лет дереву, рассматриваем пни деревьев через лупу и считаем кольца. Со старшими ребятами ведем «Журнал наблюдений жизни дерева». Записываем дату посадки в журнал и здесь же фиксируем все изменения в росте саженца. Чтобы рассмотреть форму у кроны дерева, его силуэт, пользуемся биноклем; чтобы понять, как меняется дерево в зависимости от времени года, — фотоаппарат. Для определения хвойных и лиственных пород по листья, почкам, шишкам, плодам и семенам на помощь приходит атлас-определитель деревьев и кустарников.
На деревья мы вешаем кормушки, скворечники для птиц. Кормушку размещаем так, чтобы насыпать корм было удобно не только взрослому, но и ребенку. В зимнее время подкармливаем птиц. Не всегда можно разглядеть их близко, поэтому используем бинокль.
В разное время года организуются наблюдения за явлениями неживой природы. Наблюдая за ветром, применяем флажки, вертушки, шарики, ленты, ветряной рукав, целлофановые пакеты, при помощи которых можно узнать силу, скорость и направление ветра. Во время наблюдений за дождем нам на помощь приходят дождемеры. Когда наблюдаем за формой и движением облаков, используем карточки с изображениями разнообразных облаков. Со старшими ребятами, наблюдая за Солнцем, применяем компас. В зимний период, чтобы увидеть высоту снежного покрова, нас выручает снегомер. Все изменения погоды дети заносят в дневник наблюдений.
Исследовательская деятельность
Неизменной популярностью у ребят пользуется центр познавательно-исследовательской деятельности.
На каждом прогулочном участке детского сада создан сектор экспериментов, вызывающий у воспитанников большой интерес к познавательно-исследовательской деятельности. В сектор экспериментов входят: центры воды и песка, оборудование для проведения элементарных опытов («Тонет — не тонет», «Как вытолкнуть воду?», «Окрашивание воды», «Цветы лотоса», «Почему снег мягкий?», «Замерзание жидкостей», «Воздух невидим и прозрачен», «Таяние льда в воде»), различные игры с водой и песком.
В летнее время на веранде организуется центр науки и природы. Для опытов используем самые разнообразные природные и бросовые материалы.
Для более сложных опытов в детском саду имеется экологическая площадка под теневым навесом. Опыты осуществляются на демонстрационном столе. Здесь мы используем материал и оборудование для изучения некоторых физических свойств; вещества для определения растворимости в воде. Также имеется коллекция полезных ископаемых нашей области: торфа, песка, глины, гальки.
Кроме этого, есть предметы с зеркальной поверхностью для отражения лучей Солнца и увеличительные приборы. Для определения времени применяем солнечные часы. Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.
«Многие смотрят, но немногие наблюдают»
В другие времена года исследовательская деятельность проводится с помощью выносного материала.
Вместе с родителями мы собрали коллекции ракушек, камней, гербарий. Для познавательного развития подбираем специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Есть «Календарь природы», позволяющий вести ежедневные наблюдения за погодой. Альбомы «Времена года» дополняют представления воспитанников о сезонных изменениях в природе, содержат фотографии, картинки, стихи, приметы по каждому месяцу года.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности. Таким образом, на участке ДОО нужно создавать объекты для наблюдений, обустраивать уголки, которые затем использовать в образовательной практике и для формирования у ребят исследовательских навыков.
ПОДЕЛИТЬСЯ: