Учитель или учитель-наставник?

Важнейшим элементом образовательной экосистемы является педагог, обладающий ключевыми и профессиональными компетенциями. Качественные цивилизационные изменения приводят к тому, что традиционная роль учителя усложняется. Многозадачность всех общественных процессов, небывалые темпы обновления технологий, способов коммуникации приводят к расширению сферы педагогической деятельности, утверждает Екатерина НЕСТЕРОВА, заместитель директора школы №176 Канавинского района Нижнего Новгорода.

 

 

Новая профессиональная позиция педагога

Введение обновленных ФГОС определяет, что в образовательной организации должны создаваться условия, обеспечивающие возможность развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, включая использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров. Для реализации данной возможности именно профессиональная педагогическая позиция «наставник по развитию» является эффективным инструментом. Поэтому наша школа стала участницей федеральной инновационной площадки Мининского университета «Сетевой проект подготовки наставников по развитию».

Одной из задач инновационной деятельности (внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, обеспечивающих повышение у обучающихся мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс) соответствует направленность сетевого проекта на формирование и развитие у педагогов-наставников способностей к формированию и реализации программ развития универсальных учебных действий, или так называемых гибких навыков — soft skills.

Soft skills гибкие (мягкие) навыки

Soft skills — это набор навыков и личных качеств, которые не связаны с определенной сферой деятельности, но обеспечивают преимущество в работе и учебе. Почему о важности гибких навыков заговорили именно сейчас? Потому что в начале XXI века человечество столкнулось с возрастающей скоростью изменений. И на Всемирном экономическом форуме были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые понадобятся специалисту в любой профессии: умение решать комплексные задачи, критическое мышление, творческое мышление, умение управлять людьми, умение работать в команде, способность распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими, умение формировать суждения и принимать решения, клиентоориентированность, ведение переговоров, переключение с одной задачи на другую.

Они помогают интегрироваться в современную жизнь, адаптироваться к учебному и рабочему процессу, а также применить свои знания на практике, в реальных условиях. Гибкие навыки являются неотъемлемой частью метапредметных образовательных результатов согласно ФГОС. Это свидетельствует о необходимости разработки специальных форматов развития мягких навыков в образовательно-воспитательном процессе современной школы и инструментов для их диагностики и оценки.

Проблема, над которой наш педагогический коллектив работает в рамках федеральной инновационной площадки, формулируется следующим образом: какой должна быть позиция учителя в современной школе, чтобы осуществился переход от традиционной образовательной системы, ориентированной на адаптационный путь развития ребенка, к передовому образовательному центру, обеспечивающему каждому обучающемуся комплекс возможностей построения уникального жизненного проекта в соответствии с идеей холистического (целостного) образования и установками обновленных ФГОС?

Основные направления деятельности

В рамках инновационной площадки разрабатывается модель образовательного процесса через призму soft skills, которая закладывает принципы организации образовательного процесса и фиксирует содержательно-деятельностные линии. Также для педагогов организуется цикл методических мероприятий (педагогические советы, семинары, мастер-классы и др.), направленных на развитие профессиональных компетенций по формированию и развитию soft skills у обучающихся, где закладывается новая профессиональная позиция — наставник по развитию, непосредственно связанная с организацией образовательного процесса. Для учеников проводятся занятия по формированию и развитию soft skills в рамках урочной, внеурочной деятельности, через систему дополнительного образования в рамках проекта «Школа полного дня» федерального проекта «Успех каждого ребенка» с использованием информационной системы «Навигатор».

«Прокачай свои soft skills стань наставником!»

Чтобы обучиться гибким навыкам, обучающимся нужно участвовать в урочной и внеурочной деятельности (играть в командные игры, реализовывать проекты совместно с одноклассниками, ездить в образовательные лагеря, посещать специальные курсы и тренинги и т. д.), а педагоги должны создать для этого необходимые условия.

И, наконец, главное: учитель должен уметь быть наставником. В отличие от простого учителя, основная функция которого — передавать знания и умения ученикам, наставники действуют как советники. Задача наставника — развивать способности подопечного через руководство. Наставник делится опытом с подопечным и позволяет ему расти и развиваться. Наставник не инструктирует подопечного, но позволяет ему найти свой путь. Поэтому для каждого педагога нашей школы в Год педагога и наставника актуален девиз: «Прокачай свои soft skills — стань наставником!»

 

Школа № 4, апрель 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
June 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN