От лимона до агамографа: о муниципальном семинаре в Павлове
Как можно представить опыт педагогов разных ступеней образования — дошкольного и школьного? Как можно оригинально провести семинар на уровне муниципалитета, чтобы он превратился в настоящее образовательное событие? Об этом размышляют Алла ОРЛОВА, учитель начальных классов школы № 74 с углубленным изучением отдельных предметов Московского района Нижнего Новгорода, и Ольга ДЕДОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО.
Изучаем национальную культуру
16 февраля в Павлове состоялся научно-практический семинар «Развитие функциональной грамотности на разных уровнях обучения: опыт, инновации, перспективы» в рамках областной инновационной площадки «Разработка и апробация технологий развития письменно-речевой деятельности при подготовке детей к школе» (научные руководители: О.Ю. Дедова, С.К. Тивикова).
Семинар проходил в школе № 6, имеющей почти 100-летнюю историю. И около 100 учителей начальных классов и воспитателей ДОО стали участниками образовательного события.
Пленарное заседание началось с приветственного слова Натальи Митиной, заместителя начальника образования и молодежной политики администрации Павловского муниципального округа.
Директор школы № 6 Людмила Воскресенская познакомила гостей с историей и традициями образовательной организации.
В своем вступительном слове заведующая кафедрой начального образования НИРО, кандидат педагогических наук Светлана Тивикова обратила внимание собравшихся на понятие этнокультурной коннотации, которая сегодня становится средством сохранения этнокультурного опыта. Светлана Константиновна показала, какие пути существуют для реализации этой идеи: и через национально-региональные компоненты образования, и через внеурочную деятельность. Она познакомила участников семинара с методическими пособиями, подготовленными коллективом кафедры, которые позволяют детям усваивать особенности национальной культуры.
Ольга Дедова рассказала о работе I Всероссийского съезда учителей родных языков народов Российской Федерации, прошедшего в Москве в декабре. Она представила фрагмент своего выступления на съезде по теме «Русский язык как ценность: практика развития мотивации детей к изучению русского языка», а также познакомила с областными конкурсами, посвященными родному языку.
Когда педагоги становятся учениками
Далее участники семинара работали по секциям. Были проведены три секции по актуальным вопросам современного языкового образования: «Формирование устной и письменной речи дошкольников и младших школьников средствами инновационной деятельности», «Формирование коммуникативной грамотности дошкольников и младших школьников» и «Формирование языковой и читательской грамотности младших школьников».
Работа всех секций была представлена в формате мастер-классов, когда все педагоги, участники семинара, на несколько часов превратились в учеников.
Ирина Крюкова, старший воспитатель детского сада № 23 «Колокольчик», познакомила педагогов с авторской технологией развития коммуникативной грамотности дошкольников «Попробуй повтори»; Наталья Кузьминова, учитель начальных классов школы № 1, — с инновационной технологией развития речевой деятельности — биоэнергопластикой; Лидия Панина и Елена Потанина, также учителя начальных классов этой же школы, — с системой методических приемов агамограф.
Елена Лушина, учитель начальных классов, и Надежда Орлова, учитель-логопед школы № 6, показали совместный мастер-класс, посвященный познавательно-речевому развитию дошкольников и младших школьников.
Тренды современных технологий
Воспитатель детского сада № 21 «Теремок» Надежда Прохожева продемонстрировала элементы применения STEAM-технологии.
Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, A — art, M — mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика). STEAM-образование — один из основных мировых трендов. Оно основано на использовании междисциплинарного и прикладного подходов, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития.
Используя различные игровые поля, присутствовавшие попробовали себя в программировании робота-мышонка, чтобы тот добрался до слова с нужным звуком. На другом игровом поле участники семинара прокладывали путь в различные организации и учреждения города и рассказывали, люди каких профессий там работают. Таким образом, было наглядно продемонстрировано, как можно интегрировать программирование и развитие речи детей, развивать познавательную активность и пространственную ориентировку.
Воспитатели детского сада № 21 познакомили коллег еще с одним направлением STEAM-технологии — «Йохокубом». Что такое «Йохокуб»? Это всего две базовые детали: куб и призма, которые собираются из плоской формы без клея и ножниц, соединяются картонными скобами в разном направлении, и получается абсолютно любой арт-объект. Как можно применять такие кубы для составления мнемотаблиц к пословицам, рассказов и сказок, и было продемонстрировано присутствовавшим.
Приоритет — развитию речи
Об использовании игр Воскобовича в развитии устной и письменной речи у детей рассказала Светлана Тарабарина, учитель-логопед детского сада № 23 «Колокольчик». Обучение по этой методике проходит весело и непринужденно, так как один из ее принципов — интересные сказки. Каждую развивающую игру сопровождает увлекательная сказка, которая позволяет ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.
Об образовательной кинезиологии, ее роли в развитии письменной и устной речи детей поведала Алла Орлова, учитель школы № 74 с углубленным изучением отдельных предметов Московского района Нижнего Новгорода. Она обратила внимание присутствовавших на то, что основой развития интеллекта является развитие межполушарного взаимодействия. Воспитатели и учителя начальных классов должны помнить, что сензитивным периодом для этого развития является возраст до десяти лет.
Участники семинара выполнили ряд упражнений «Гимнастики мозга», получили памятки с комплексами упражнений. Также было продемонстрировано нетрадиционное оборудование для развития координационных способностей и чувства ритма в группе дошкольной подготовки и в начальной школе (африканские классики, игра «Руки-ноги», методика Bal-A-Vis-X, ритмированные упражнения).
В ходе работы трех секций все их участники получили возможность познакомиться с актуальными и практическими направлениями развития речевой деятельности дошкольников и младших школьников. Выступавшие щедро делились своими наработками и находками. Были налажены связи между двумя ступенями образования: дошкольной и школьной. Все участники обогатились новым опытом, современными понятиями.
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...»
Также гостей семинара в Павлове ожидала интересная и насыщенная культурная программа. Для участников инновационной площадки была организована экскурсия, в ходе которой они познакомились с историей и достопримечательностями города. Глядя на него со стороны Оки, гости были восхищены живописным расположением города на высоком берегу. Узнали о старейших сталеслесарных промыслах, о гусиных боях, о том, что павловчане — любители и большие знатоки канареечного пения. Педагоги увидели, где выпускаются знаменитые на всю страну ПАЗы и столовые приборы из нержавеющей стали. Недаром на гербе Павлова на фоне парусника — молот с высеченной искрой, символизирующей кузнецов.
А еще среди зимы мы неожиданно попали... в лето, побывав в лимонарии. Лимоны — это еще одна достопримечательность города, которой павловчане даже установили памятник.
Участники инновационной площадки выразили большую благодарность сотрудникам управления образования администрации Павловского муниципального округа, коллективу школы № 6 Павлова, инициатору семинара, учителю начальных классов Елене Лушиной и всем выступавшим на нем педагогам за высокий уровень организации, теплый прием и рабочую атмосферу во время семинара. Было высказано единодушное мнение о том, что «живые» встречи намного эффективнее встреч онлайн.
ПОДЕЛИТЬСЯ: