Они не читают Шекспира. Они играют в FIFA

Дарья СУФЛИДИ, учитель русского языка и литературы школы с углубленным изучением отдельных предметов № 183 им. Р. Алексеева Сормовского района Нижнего Новгорода, делится с читателями своими размышлениями о методах, которые может применить молодой педагог на современном уроке.

 

 

Вместе с детьми

Я никогда не понимала тех, кто говорит, что раньше было лучше, и ратует за возвращение советской системы образования. Всегда кажется, что мы были другими: умнее, добрее, ответственнее, чем современное поколение. Это было во все времена. Когда я училась в школе, нам не раз с укором говорили: «А вот раньше дети были другими...» Я думаю, что каждый из нас хоть раз в жизни слышал от старших это «а вот раньше...». Но действительно ли это так?

Каждое поколение отличается от предыдущего, это неизбежно, но не в лучшую или худшую сторону, оно просто другое. И пусть мы не всегда понимаем современные тенденции и моду, сетуем на клиповое мышление молодежи, скептически относимся к их увлечениям и принципам, но все же они во многом лучше нас, взрослых, давно забывших о своем юношеском максимализме: более энергичные, смелые, открытые, увлеченные, искренние.

Поэтому методы обучения, которые были эффективны десять лет назад, сегодня требуют значительных изменений, ведь система образования должна ориентироваться на детей, а значит, стремиться выработать понятные им подходы к обучению. Так почему же не перестать бороться с современными увлечениями детей и не обратить их в свою пользу?

На календаре 3 сентября

Я пришла работать в школу, чтобы дописать диссертацию о проблемном изучении литературы. До того дня о реальной школе я почти ничего не знала, все мои знания ограничивались методическими пособиями. Однако у меня всегда было собственное четкое представление о том, каким должен быть учитель. Образ идеального педагога, по моему мнению, в полной мере воплощался в герое Робина Уильямса в фильме «Общество мертвых поэтов», профессоре Китинге. «Carpe diem» («Лови момент») — таков был девиз неординарного учителя литературы и его учеников.

Пройдя самостоятельно сложный путь исканий и противостояния общественному мнению о бесполезности и непрактичности филологического образования, я хотела вдохновлять детей на то, чтобы они искали свое призвание и следовали зову сердца. И пусть я получила академическое образование, знала, чем различаются антанаклазис и оксюморон, все же я понимала, что  отнюдь не это сделает меня хорошим учителем.

«Ловите момент, чувствуйте жизнь каждой своей клеточкой, мечтайте, делайте грандиозные открытия, не изменяйте себе в угоду рационализму, читайте стихи так, будто это не просто слова, а нотная запись музыки вашей души!» — с этим идеалистическим девизом я пришла в школу. Однако, как известно, реальность не имеет ничего общего с нашими представлениями о ней. Я пришла на первый урок литературы к 9 «в». Такие классы в школе называют «сложными».

Двадцать минут

9 «в» молчит уже двадцать минут. Они внимательно смотрят на молодую учительницу, которая пытается вовлечь их в диалог о важности чтения и роли литературы в жизни человека. Мои вопросы рассыпаются в гулкой тишине, воцарившейся в классе, свист осеннего ветра за окном изредка пронзает гнетущее безмолвие. К концу урока, превратившегося из задуманной мною дискуссии в печальный монолог, с задней парты слышится не по возрасту окрепший тенор: «Дарья Сергеевна, мы не разговариваем, обычно что-то пишем и вслух читаем. С разговорами к 9 “б” идти надо, они умные». В его голосе звучат нотки жалости и снисхождения к выбившейся из сил учительнице. Раздается пронзительный звонок с урока. Я с облегчением выдыхаю.

«Литературные адаптации в видеоиграх»

Я написала тему следующего урока на доске и повернулась к классу. Дети смотрели на меня с неподдельным интересом. Тенор на последней парте даже отложил в сторону телефон. Темы докладов были разобраны молниеносно: «Роль эпиграфов из “Божественной комедии” Данте в сюжете игры “Resident evil”», «”Ромео и Джульетта” У. Шекспира как основа сюжета игры “Silent hill”», «“Сага о ведьмаке” Анджея Сапковского и ее игровая адаптация “The Witcher”», «Отсылки к творчеству Г. Лавкрафта в игре “Arcanum”» и т. д. Несерьезная на первый взгляд тема урока была выбрана мною неслучайно.

Как и любому «сложному» классу, 9 «в» не хватало внимания, а мне они почему-то доверяли. Дети часто приходили на переменах «просто поболтать», рассказывали о своих увлечениях, спортивных достижениях, хобби. Оказалось, что почти все — увлеченные геймеры. Я решила совместить литературу и их любовь к видеоиграм, чтобы доказать, что художественные произведения живут не только на страницах учебника. И мне это удалось.

9 «в» с большим энтузиазмом отнесся к моей идее, они готовились к этому уроку почти две недели, приходили ко мне за консультацией, читали произведения. Кроме индивидуальных докладов была объявлена тема для дебатов: «Античная мифология и библейские сюжеты в видеоиграх». Я дала детям необходимый теоретический материал, их задачей было подготовить выступление.

Восемь минут

Я молчу восемь минут подряд. Именно столько уже идет урок литературы в 9 «в». И все это время я отчаянно пытаюсь контролировать довольную полуулыбку, временами проскальзывающую на моем серьезном лице. Тем временем класс наполнился звучными переливами уже окрепших детских голосов. Среди этой полифонии пытался солировать надрывный тенор, выступающий с докладом, стоя в центре класса. Доклад был зачитан в первые семь минут урока, сейчас же тенор, временами срываясь на контральто и активно жестикулируя, вступил в горячий спор с одноклассниками, подвергшими сомнению его выводы.

Я молчу уже десять минут

Спор утих, потому что все с интересом смотрели на доску. Тенор отрывисто изобразил некое подобие таблицы. Слова, которые были безжалостно сокращены до трех начальных букв, выстроились в три пляшущие колонки. Тенор с триумфом обернулся к классу, скрестил руки на груди и победоносно посмотрел на одноклассников. Все молчали. Докладчик сел на свое место в оглушающей тишине. На календаре 14 ноября.

Я молчу уже сорок минут

Хрупкая девочка с певучим сопрано рассуждает о мифологии в популярной игре «Skyrim». Я впервые за несколько месяцев чувствую себя настоящим учителем, это моя маленькая победа. И именно данный урок, которого нет ни в одной школьной программе по литературе, мне запомнился больше всего. Потому что большую его часть я слушала, а не говорила. Потому что смогла доказать детям, что литература не ограничивается чтением вслух и цитатными характеристиками героев. Потому что впервые видела, как меняются глаза детей, осознающих незримое присутствие литературы в их повседневной жизни.

В классе воцарилась звонкая тишина, все слушают мелодичное сопрано, убеждающее в том, что в основе мифологии современной игры лежат мифологические законы эллинов. Через несколько минут раздается звонок с урока. Дети разочарованно вздыхают и решают немного задержаться на перемене, чтобы закончить.

 

Школа № 4, апрель 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
June 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN