Привычки бережливого мышления в управлении временем

В 2022/2023 учебном году в лицее № 87 имени Л.И. Новиковой Московского района Нижнего Новгорода реализуется проект — победитель федерального конкурса «Бережливая инициатива», направленный на формирование у лицеистов навыков продуктивной организации учебной деятельности и свободного времени. Об этом рассказывают Светлана КУЛЕВА, директор, Екатерина ХАЛЕТОВА, заместитель директора, и Юлия ЛОБАНЦЕВА, учитель русского языка и литературы, социальный педагог.

 

 

Дорожите временем!

Актуальность выбранной темы вызвана современными условиями жизни — ее динамичностью, напряженностью и многозадачностью не только для взрослых, но и для детей. Кроме того, насущной проблемой стала зависимость ребят от гаджетов. Чтобы научить школьников управлять своим учебным и свободным временем, в лицее разработана программа «Бережливый коучинг для педагогов и обучающихся». Для реализации программы были найдены интересные формы.

Творческие способности детей были направлены на постановку в школьном театре мюзикла «Сказка о потерянном времени» по мотивам известного произведения советского писателя Евгения Шварца. Сценарий был написан педагогом дополнительного образования, руководителем театральной студии Эльвирой Слотиной и учителем музыки лицея Екатериной Хохловой, глубоко изучившими бережливые подходы в образовании. Увлекательная история ленивых школьников, пытающихся вернуть упущенное попусту время в поединке со злыми волшебниками, в исполнении учащихся лицея приобрела новое, современное звучание.

Мюзикл — необычное событие в школьной жизни, в доступной форме доносящее до детей не только бережливые идеи о важности ценить каждый миг, но и нравственные установки — быть ответственным, понимать, что у человека в любом возрасте есть не только права, но и обязанности, уметь по-настоящему дружить.

Интересная тема для подкаста

Еще одним направлением реализации проекта стало проведение серии образовательных событий — записи и трансляции подкастов на тему «Бережливое мышление: что это такое и зачем?». Руководитель данной проектной линии — Юлия Лобанцева. В детском объединении на студии звукозаписи — подростки из разных классов, которые научились работать на сложном профессиональном оборудовании. Продумывая содержание подкастов, они также выбрали важную для себя тему: как решить проблему нехватки времени?

Ребята провели настоящее исследование, чтобы поделиться с лицеистами самыми актуальными приемами и методами сбережения времени. В подкасте участники объединения рассказали о том, как планировать свое время, расставляя приоритеты и составляя планы по целям, задачам и результатам, какие использовать инструменты для этого.

Советы ровесникам

«Казалось бы, известные вещи: составляйте список дел, это поможет понять объем работы на день, неделю или месяц. Но при этом не стоит писать расплывчато — нужна конкретика. Сделать уроки — да, это цель, но не указаны временные рамки. А вот “сделать уроки сразу после школы” — уже другое дело. Или, например, к следующему уроку литературы необходимо ознакомиться с биографией писателя. Поставить цель “прочитать про автора” не подойдет — нет конкретики. А вот “прочитать в учебнике страницы 95—135 на тему «Жизнь Л.Н. Толстого»” — подходит намного лучше. В таких заданиях ты видишь объем работы, понимаешь, сколько времени следует потратить на эту задачу, и знаешь, когда задание можно считать выполненным.

Необходимо составлять план на день. У школьников первая половина дня загружена сильно — учеба и дополнительные занятия. А после — свобода действий. Можно сидеть часами в интернете или гулять допоздна, а к ночи вспомнить о реферате по биологии. Вот здесь и требуется план конкретных действий, чтобы не потерять нужное время.

План действий рекомендуется составлять накануне вечером, определив, сколько времени уйдет на выполнение и сколько времени останется на увлечения и прогулки. А может быть, лучше перенести дела с конца недели на завтра, чтобы к выходным разгрузить себя полностью? Или наоборот, в один день дел может быть слишком много и не столь важные следует перенести на следующий день. Плюс записей в том, что, фиксируя список дел, ты заранее продумываешь их, освобождаешь мозг от этой информации и используешь его ресурс для выполнения текущего задания.

И еще. Когда составляете план действий на будущий день, учитывайте смену деятельности. Например, после школы (когда мозг устал) займитесь уборкой квартиры. После можно выполнить домашнее задание на завтра, а затем помыть посуду и подготовить продукты к ужину. Таким образом, происходит чередование умственной и физической деятельности. Пока работают руки — голова отдыхает. Для планирования времени важна самодисциплина. Если человек не может заставиться себя работать ради достижения цели, то результата не будет».

Бережливые технологии в бережливом регионе

Техническое и организационное качество постановки в актовом зале лицея и оборудование студии звукозаписи в радиоузле были обеспечены благодаря трансформации трансляционного комплекса, выполненной при поддержке правительства Нижегородской области и фонда гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» по результатам конкурса «Бережливая инициатива» в 2022 году.

Благодаря этому проекту лицеисты познакомились на практике с тем, как работают принципы бережливости, изменили свое отношение к проблеме потери времени — самого дорогого и невосполнимого ресурса человеческой жизни — и теперь на практике реализуют новый девиз: планируй — делай — проверяй — корректируй!

 

Школа № 4, апрель 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN