«Орлята России»: развиваем социальную активность детей
Школы продолжают укреплять связи с Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» (РДШ), входящей с прошлого года в состав Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Движение участвует в воспитании, профессиональной ориентации, организации досуга подрастающего поколения, формировании его мировоззрения, готовит его к жизни в обществе. Основным проектом РДШ в рамках патриотического направления ее деятельности является программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» (реализуется с 2021 года), отмечает Олеся ПИМУШКИНА, учитель русского языка и литературы, советник директора по воспитанию школы № 128 Автозаводского района Нижнего Новгорода.
«Орленок, орленок...»
Программа «Орлята России» разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие.
В течение года обучающиеся под руководством учителей принимают участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигают звания «Орленок» в семи треках: вводный орлятский урок, «Орленок — Лидер», «Орленок — Эколог», «Орленок — Эрудит», «Орленок — Мастер», «Орленок — Спортсмен», «Орленок — Доброволец», «Орленок — Хранитель исторической памяти».
Наша школа также активно участвовала в реализации данной программы. Еще в прошлом учебном году «орлятами России» стали учащиеся 2 а класса. В сентябре осуществлялась техническая подготовка: регистрация на сайте РДШ, загрузка информации в личных кабинетах учителя начальной школы и учеников. На данном этапе, как никогда, необходимы были помощь родителей, их максимальная вовлеченность в процесс.
Юные эрудиты
После подготовительного этапа, который длился в течение первой четверти, ребята, наконец, перешли к выполнению треков программы. И первым из них был трек «Эрудит». Положительным моментом стало то, что будущие «орлята» с неподдельным интересом и нетерпением приступили к его выполнению. В ноябре был открыт доступ к заданиям и методическим рекомендациям. Каждый трек состоял из нескольких занятий, в рамках которых предстояло выполнить множество разнообразных и интересных заданий.
Самой первой была задача выбрать название команды и оформить орлятский уголок. В течение следующих занятий ребята участвовали в соревнованиях, знакомились с кинезиологическими упражнениями, играли в интеллектуальные игры, придумывали свои игры, готовились к турниру «Недетские игры» и сами принимали в нем участие. В конце трека были подведены итоги, ученики делились своими впечатлениями с учителем и одноклассниками. Причем в конце этого трека к участникам захотели присоединиться те учащиеся, кто в начале года был настроен скептически и не проявил интереса к предложенному учителем коллективному творческому делу. Настолько они впечатлились тем, как их одноклассники весело и задорно вместе воплотили свои замыслы в жизнь! Следующие треки выполнялись уже всем классом в полном составе.
Интересное дело для детей и взрослых
В декабре участники приступили к треку «Хранитель». На занятиях ребята говорили об архитектурных символах региона, находили на карте культурно-исторические объекты местности. Итогом трека стала экскурсия по любимому Нижнему Новгороду, которую подготовили сами второклассники, и модели достопримечательностей. Кроме того, данную виртуальную экскурсию рабочая группа провела для всей параллели второклассников. То есть «хранители» проделали большую работу: собрали информацию, обработали ее и интересно представили слушателям.
В следующем полугодии класс продолжил реализацию остальных треков. С января по май «орлята» уже со знанием дела узнавали историю елочных игрушек, делились идеями создания игрушек, разрабатывали технологическую карту и изготовили собственные игрушки. Для выполнения всех заданий учащиеся делились на группы, распределяли обязанности, что, безусловно, повлияло на сплочение классного коллектива.
В рамках последнего трека, «Орленок — Спортсмен», были созданы проекты рекламных агентств и представлена реклама здорового образа жизни.
Также классный руководитель прошла обучение на базе Всероссийского детского центра «Орленок». Педагоги начальной школы изучали новые интересные игры и способы формирования детского коллектива: квесты, головоломки, геокэшинг, онлайн-игры, кукольный театр на перемене, — познавали основы экскурсионного дела, отрабатывали приемы развития творческих способностей у детей, участвовали в лекциях и практических занятиях с элементами погружения.
Итоги и перспективы
Если говорить о результатах участия в программе «Орлята России», то для ребят, несомненно, это полученные знания и навыки, опыт работы в команде, возможность познакомиться новыми формами взаимодействия. Такая деятельность оказалась познавательной для них; дети не только погрузились в каждую тему занятий, но и смогли сформировать свои личностные компетенции. Каждый из треков был интересен и, по-своему, важен и полезен.
Педагогам же этот проект дал возможность реализовать новые формы работы по командообразованию и выявлению лидера. Для младших школьников это особенно актуально и необходимо, поскольку именно в начальном звене формируется классный коллектив.
В целом «Орлята России» были задуманы как проект, созданный с целью повышения интереса учащихся к внеурочной деятельности. И он отлично справился с этой задачей, поскольку ребята укрепили свои социальные навыки, расширили кругозор в направлении внеурочных предметов, а сама программа получила только положительные и восторженные отзывы педагогов.
В 2022/2023 учебном году наша школа продолжает реализовывать данный проект. К началу второй четверти команда уже другого класса смогла выполнить задания по треку «Эрудит», получить сертификат и приступить к выполнению трека «Мастер». Команда же прошлого года участвовала в муниципальной тематической игре «Орлята России», на которой присутствовало множество команд из разных школ района: уже опытные и состоявшиеся «орлята» проводили флешмоб, выполняли задания на логику, проходили квест. Результатом стали награждение и подведение итогов. Игра также получила много положительных отзывов от непосредственных участников — детей.
ПОДЕЛИТЬСЯ: