Курс «Твоя профессиональная карьера»

Существует множество программ профессиональной ориентации учащихся. В основном эти программы предполагают взаимодействие с небольшими группами учеников. Ирина БАРИНОВА, учитель технологии Тёшинской школы Навашинского района, преподает в двух классах: 8-м и 9-м (по десять человек) и наиболее интересной считает программу «Твоя профессиональная карьера», предложенную авторским коллективом под руководством С.Н. Чистяковой.

Выбирая свое будущее

Курс «Твоя профессиональная карьера» может быть полезен при выборе профессии. В программе наряду с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методики

Чем раньше учащиеся смогут поставить перед собой конкретную цель, тем короче будет путь ее достижения. Чем больше они сообразуют свой выбор с ситуацией на рынке труда, тем успешнее будет их дальнейший жизненный путь.

Изучая этот курс, учащиеся познакомятся с анализом положения в ведущих хозяйственных отраслях; деятельностью самых успешных предприятий; примерами кадровой политики конкретных организаций; системой высшего и среднего профессионального образования.

Пройдя курс, ученики смогут найти ответы на вопросы: Где применить себя? Как правильно выбрать будущую профессию? Какие специалисты особенно нужны на рынке труда? Как правильно искать работу и от чего зависит возможность трудоустройства?

«Пусть меня научат!»

Активизирующие профориентационные методики направлены на профессиональное самоопределение подростка, формирование мотивации к рассмотрению и решению личностных проблем и реализации своих профессиональных перспектив. Но педагогу важно знать и правильно планировать, когда, в каком классе можно использовать данные методики. Например, даже такая традиционно неактивная форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем неумело подготовленный диспут по теме. Кроме того, не секрет, что во многих школах курс «Твоя профессиональная карьера» ведут люди без специальной подготовки, поэтому необходимо осторожно использовать различные психологические тренинги на уроках.

Сделаю краткий обзор некоторых активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения, используемых мною на занятиях курса «Твоя профессиональная карьера».

Тема «Введение в курс “Твоя профессиональная карьера”»

Цель занятия: познакомить учащихся с целями и задачами предмета, друг с другом.

В начале урока учитель предлагает провести «Необычное знакомство». Ученики отвечают на вопросы в тетрадях. Условие: каждый работает самостоятельно.

Вопросы: Ваш знак зодиака? Ваше любимое время года? Ваше любимое животное? Какое качество вам в себе нравится? Какое у вас увлечение? Определились ли вы в том, куда пойдете учиться?

Работы собираются и зачитываются, а ребята отгадывают, кому принадлежат те или иные ответы.

Уже на первом уроке учащимся прививаются навыки рефлексии. Проанализировав ответы на вопрос о профессиональных намерениях, учитель узнает о количестве определившихся подростков.

Тема «Внутренний мир человека и система представлений о себе»

Методика «Кто Я?». Учащимся предлагается ответить в тетрадях на вопрос: «Кто Я?», используя различные прилагательные. Педагог может просто пройти по классу и посмотреть, как ученики выполняют задание, или же предложить ребятам самим озвучить ответ на вопрос.

Профориентационные опросники: «Дифференциально-диагностический опросник», «Коммуникативно-организаторские способности», «Творческий потенциал», «Каков ваш характер», «Коммуникабельны ли вы» и т. д.

Тема «Многообразие мира профессий»

 Урок начинается с профориентационной игры «Остров». Класс попадает на необитаемый остров, и необходимо построить город. Нужно написать, кем вы видите на этом острове себя и своего соседа по парте. Каждый ученик называет свою профессию, а ведущий записывает названия профессий на доске. Учитель говорит о том, как много профессий знают учащиеся, но на самом деле их существует гораздо больше, некоторые со временем исчезают и появляются новые.

Тема «Правила выбора профессии»

Задания: составить свой профессиональный план; прослушав учителя, записать ошибки при выборе профессии; только с помощью существительных описать один день представителя профессии.

Методика «Пять шагов»: написать пять шагов к своему карьерному росту.

Тема «Профессия и время»

Задание: проверить профессию на перспективность. Написать 5—7 профессий и выразить в баллах от 1 до 10 степень значимости каждой из них в прошлом, настоящем и будущем.

Для проверки знаний подростков я использую кроссворды и различные интересные задания, составляю тесты. Например:

Словослов «Личность». В сетке найти шесть слов по теме «Профориентация». Переходить следует от буквы к букве по горизонтали и вертикали. Нельзя двигаться по диагонали, делать ход назад, в только что покинутую клетку.

Головоломка. Задание: слева — согласные буквы слов, справа — гласные. Необходимо к согласным подобрать гласные, чтобы получить понятия.

 

Школа № 4, апрель 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN