Как взрастить душу маленького человека?
Обращение к историческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее, поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования своих предков, чтобы расти патриотами своего Отечества, стать духовно развитыми. Знание истории собственного народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Поэтому Вера ШМЕЛЕВА, учитель русского языка и литературы Ризоватовской школы Починковского муниципального округа, организует для учащихся экскурсионные поездки по близлежащим храмам.
Яркие впечатления
В ноябре для учащихся 5—6-х классов нашей школы в рамках групповых занятий «Вечные образы искусства» по духовно-нравственному воспитанию детей по инициативе священника Байковской церкви отца Сергия Горбачева была организована экскурсионная поездка по храмам Починковского округа.
Ребята готовились к этой поездке: читали соответствующую литературу, вспоминали, что знают о православии из учебного курса ОРКСЭ, который ведется в школах согласно учебному плану в 4-м классе, готовили вопросы священникам. Маршрут был обговорен заранее: Никитино — Починки — Кочкурово — Байково. Путь от Ризоватова до Никитина не такой уж долгий, время в дороге пролетело быстро, и вот мы около храма.
«Как красиво!» — раздались голоса ребят, как только автобус остановился. Перед нами взметнулся высоко в небо красавец-храм. Его мощь была настолько велика, что первое впечатление затмило те оставшиеся от прежних лет разрушения, которые мы увидели позже внутри. Огромные своды, купола, уходящие в поднебесье, большая территория снаружи и еще больше внутри, история создания, разрушения и восстановления этого удивительного произведения искусства конца XIX века (примерное время основания храма — 1892 год) не оставили детей равнодушными.
Прихожане села, которые в тот момент вели восстановительные работы в церкви, рассказали ребятам ее историю и показали то, что уже сделано. И дети сами, без подсказки взрослых, проявили желание оказать посильную помощь в восстановлении храма. Мне было радостно, что увиденное нашло отклик в их душах.
Неожиданные и запланированные встречи
Из Никитина мы отправились в Починковский храм Всех Святых, где нас тепло встретил благочинный Починковского округа, протоиерей Евгений Захарченко. О встрече с ним мы заранее не договаривались, тем приятнее было, что отец Евгений, оставив все хозяйственные дела, с огромной радостью и с каким-то умилением пообщался с ребятами. Он провел их по церкви, рассказал о вере и православных обрядах, расспросил об их успехах, занятиях, увлечениях, предложил напоить чаем.
Немного уставшие, но довольные, мы сели в автобус, чтобы ехать дальше по нашему маршруту. Дети как-то притихли, но не от усталости, а от того светлого чувства, которое наполняло их души. Так, делясь своими впечатлениями, мы не заметили, как приехали в село Байково в гости к отцу Сергию, который и был инициатором этой замечательной поездки.
Он встретил ребят в храме Святой Живоначальной Троицы, рассказал им о его устройстве, побеседовал о христианских таинствах, познакомил с жизнью Сергия Радонежского, порадовался тому, что дети немало знают о православной вере, подарил всем магнитики с изображением храма. Отец Сергий пригласил ребят в церковь на богослужение, обещал и сам приехать в наше село, сфотографировался с нами на память.
Возвращение домой
Мы ехали обратно под впечатлением от этих встреч, от всего увиденного и услышанного. Договорились, что в ближайшее время обязательно найдем возможность посетить храм Святой Живоначальной Троицы в селе Кочкурове. Я смотрела на посветлевшие лица моих учеников и понимала, что каждый из них сегодня загорелся желанием стать лучше, добрее, что души их наполнились светом радости и тепла.
Духовность, душевность, душа — родственные слова, следовательно, духовное воспитание — воспитание души. Это тяжелый и длительный труд, требующий от педагога огромных сил. Как взрастить душу маленького человека? Какие зерна посеять, чтобы выросло поле любви и сострадания? Наверное, это именно тот случай, когда словесные формы воспитания не дают нужного результата, не оставляют заметного следа в душе ребенка. А вот зрительное восприятие поражает, восхищает, надолго остается в памяти.
ПОДЕЛИТЬСЯ: