Конкурсы?.. Конкурсы!

Текущий год оказался сложным и интересным: весной почти одновременно проходили региональные этапы нескольких всероссийских творческих конкурсов для старшеклассников и учителей. В каком из них участвовать? Какой предпочесть? Какой из конкурсов поможет раскрыться, а возможно, и найти свою дорогу в жизни? Советует Марианна БОРЩЕВСКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарного образования НИРО, региональный куратор проекта «Наследники Д.С. Лихачева» и Всероссийского литературного конкурса «Класс!».

 

 

В память о великом ученом

«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры»,  —  писал Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». Возможно, этой идеей руководствовались организаторы проекта «Наследники академика Д.С. Лихачева: университет — учителю, учитель — ученику». Он реализуется в рамках соглашения о сотрудничестве с Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов (СПбГУП) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Проект направлен на привлечение российского учительства и старшеклассников к освоению и распространению наследия Д.С. Лихачева путем использования креативного потенциала молодежи и возможностей мультимедийных технологий, а шире — на повышение духовно-нравственного уровня россиян.

Старшеклассникам предлагалось в небольшом ролике не просто прокомментировать одно из афористических высказываний Дмитрия Сергеевича о России или памяти, о чтении или истории, о культуре или дружбе (из огромного наследия академика ребята могли выбрать наиболее заинтересовавшее их высказывание), а проиллюстрировать его метафорически, образно, в той стилистике, которая покажется им наиболее выразительной. Поэтому конкурсные работы отличались разнообразием: они были смешные и серьезные, публицистические и лирические — самые разные, но все рассчитанные на молодежную аудиторию, потому что в них авторы обращались к своим сверстникам.

Актуальное наследие

Конкурс показал, что личность и деятельность Д.С. Лихачева находят живой отклик у современной молодежи. В школах Нижнего Новгорода уже сложилась методическая традиция обращения к трудам Лихачева на уроках русского языка («Письма о добром и прекрасном») и литературы (работа с его комментариями при изучении «Слова о полку Игореве»), поэтому имя ученого для старшеклассников не было безызвестным. Ребята продемонстрировали большой интерес к личности выдающегося ученого и его афористическим высказываниям, о чем свидетельствует разнообразие жанров представленных на конкурс творческих материалов: интерактивные презентации, репортажи, постановочные ролики и др. Часть данных материалов является непосредственным следствием проведенных в школах Лихачевских уроков (например, материалы школы №  66 и гимназии №  13 Нижнего Новгорода, школы №  3 Кстова и др.). Все это отражает большой нравственно-культурный потенциал Лихачевских уроков и конкурса «Наследники Д.С. Лихачева» в целом.

Одиннадцатиклассники школы №  66 Нижнего Новгорода: Валерия Диева, Артем Ермолин, Яна Жукова, София Клименко, Алексей Паршихин, Анастасия Стешова, Светлана Твердова — стали победителями конкурса, представив виртуальную экскурсию по саду имени Д.С. Лихачева («Садовое искусство... отражается в многосторонней жизни культуры»).

Дипломами 1, 2 и 3-й степеней награждены: Анастасия Левтерова (ученица 11-го класса школы №  3 Кстова, за работу «Творчество» к афоризму «Искусство нельзя поймать голыми руками»), Марьяна Шелудякова (ученица 10-го класса школы №  154 Нижнего Новгорода, за работу о родном городе «Красота — в глазах смотрящего»), Алексей Беспалов (ученик 10-го класса школы №  6 Богородска за работу об известных людях родного города «Главное может быть в оттенках, у каждого свое...»).

Хранить историю и культуру

Параллельно с ученическим конкурсом проходил конкурс наставников — учителей, представлявших мультимедийные дидактические материалы к Лихачевским урокам. Преподаватели продемонстрировали новые подходы к знакомству с личностью и трудами ученого в школе на разных предметных уроках и во внеклассной работе, раскрыли неисчерпаемый нравственный потенциал биографических, научных, публицистических трудов Д.С. Лихачева. Кроме того, уроки, проведенные в школах разного типа (средних общеобразовательных, гимназиях, лицеях, школах-интернатах), показали владение учителями-предметниками современными цифровыми технологиями. А эффективность уроков подтверждена высокой активностью обучающихся, вызванной как содержанием, так и формами уроков, проведенных педагогами-конкурсантами. Этот опыт, безусловно, будет полезен на курсах повышения квалификации учителей в НИРО.

Победителем профессионального конкурса стала учитель русского языка и литературы Вачской школы Наталия Гарева, разработавшая презентации к циклу классных часов «Портрет “Отечества достойного сына”». Учителя-словесники школы №  66 Нижнего Новгорода Любовь Калачева и Наталья Маслова (диплом 1-й степени) представили интеллектуальную интерактивную игру «В садах доброго и прекрасного». Учитель географии гимназии №  13 Нижнего Новгорода Ксения Лукоянова (диплом 2-й степени) разработала урок-путешествие по российским городам под девизом Д.С. Лихачева: «Одна из самых больших ценностей жизни — поездки по своей стране». Учитель русского языка и литературы школы №  3 с углубленным изучением отдельных предметов Кстова Алла Пряхина (диплом 3-й степени) представила на конкурс презентацию к уроку моделирующего типа, раскрывающему образ звезды в поэзии Серебряного века.

Победителей регионального этапа ученического и учительского конкурсов «Наследники Д.С. Лихачева» ожидает летняя поездка в Санкт-Петербург, на заключительный этап проекта, в котором в этом году участвуют 20 регионов России.

КЛАССный конкурс

А ребята, пробующие свое перо в области художественного слова, в это же время принимали участие уже в 5-м Всероссийском конкурсе «Класс!», организованном при поддержке Минцифры и Минпросвещения России и Президентского фонда культурных инициатив.

Конкурс приобрел популярность: к нему готовятся, заранее собирают информацию, посещают семинары, размещенные на его официальном сайте. В этом году количество поступивших на экспертизу работ в нашем регионе увеличилось: 33 работы в сравнении с 31 в 4-м сезоне. Однако это меньше, чем во 2-м и 3-м сезонах (54 и 80 работ соответственно). Возможно, это связано с увеличившимся количеством конкурсов различных сочинений, проходящих в одни и те же или близкие сроки. Зато есть выбор! Надо только прислушаться к себе и понять, что тебя больше привлекает: журналистика (тогда двигайся на Лихачевский проект) или литературное творчество (тогда точно на конкурс «Класс!»).

Как всегда, российскими писателями (Анной Матвеевой, Вадимом Пановым, Ниной Дашевской, Яной Вагнер, Ольгой Славниковой, Дмитрием Воденниковым) были предложены оригинальные темы для конкурсных рассказов: «Как я нашел машину времени», «Председательствует кот», «Синий цвет неба и тревоги», «На том же месте через десять лет», «Толстовка/худи/свитшот/свитер», «Это была отличная неделя». И последнюю тему по традиции предлагает финалист предыдущего сезона, в этом году это была Ольга Селиванова: «Мой детский страх».

Учащиеся Нижегородской области написали конкурсные рассказы по всем предложенным темам. Любопытно, что абсолютное большинство конкурсантов выбрало тему, предложенную их сверстницей. Однако по самому популярному из направлений оказалось как раз мало оригинальных работ, по большей части они представляли собой нечто в жанре эссе.

Победителями регионального этапа конкурса стали: Артем Матасов, учащийся 10-го класса Ветлужской школы, написавший рассказ на тему «Синий цвет неба и тревоги» под названием «Двоякость неба как символ счастья, или Элизиум»; Алена Беляева, ученица 10-го класса гимназии №  38 Дзержинска, с рассказом на тему «Толстовка/худи/свитшот/свитер» под названием «Копыто цокнуло»; Игорь Варнаков, ученик 8-го класса Нижегородской кадетской школы, представивший рассказ на тему «На том же месте через десять лет» с тем же названием. Их работы направлены на федеральный этап конкурса.

С прицелом на будущее

Результаты экспертизы позволяют утверждать, что большее количество участников конкурса «Класс!», безусловно, обладает творческим потенциалом. Юные авторы чувствуют слово, знают, что хотят сказать, демонстрируют эрудицию, начитанность, ищут собственную интонацию, стиль, подбирают яркое, интригующее название для своего рассказа. Экспертным советом отмечается повышение общего уровня конкурсных работ. Но выявлены и распространенные недостатки: неумение построить динамичный сюжет без длиннот, повторов, лишних деталей и элементов; недостаточное владение языковыми средствами (неточности в использовании лексических и стилистических возможностей языка), что может быть связано с ограниченной начитанностью и не вполне сформированным литературным вкусом; ошибки всех видов (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые).

Поэтому ребятам, желающим совершенствоваться в области литературного творчества, следует посоветовать, в первую очередь, больше читать и учиться у таких писателей, как А. Чехов и О. Генри, И. Бунин и Дж. Лондон, С. Лукьяненко и Р. Брэдбери, а также писателей — авторов замечательных произведений и тем для конкурса «Класс!».

Ждем новых конкурсов и участников!

 

Школа № 5, май 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN