Хочешь стать успешным? Получай медиаобразование!
Программа «Серебряное перышко», по которой саровские школьники получают знания и навыки, необходимые для журналиста, – это живой организм, которому приходится постоянно меняться и расширяться в соответствии с развитием медиасферы и социальным запросом общества. Границы журналистики сейчас активно трансформируются, и мы переходим к понятию «медиаобразование». Это означает, что занятия с подростками не наполняются «жанрами едиными», а становятся открытым образовательным полем для развития компетенций XXI века: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации, утверждает Татьяна ИСАЕВА, педагог дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Сарова.
Приобретать современные навыки
Я учу детей ориентироваться в огромном объеме информации, вычленять главное и критически осмысливать его, уметь слушать и слышать, проявлять эмпатию, красиво писать и говорить по-русски, вести грамотный диалог и презентовать себя, проявлять организаторские и лидерское навыки, а главное — адекватно и быстро реагировать на новые, порой непредсказуемые ситуации и информационные поводы.
Это далеко не всё, что дает медиаобразование. Мы формируем художественно-творческие и технические навыки, получаем опыт полезной коммуникации, затрагиваем проблемы медиабезопасности.
«Учение — лишь один лепесток цветка-воспитания»
Мы учимся не только создавать газету или снимать видеопрограмму, говорим не только о том, как добиться социального успеха, но и о том, чем сможем быть полезны стране, учимся ценить Россию, анализируем исторические и современные события.
Используются различные формы работы:
— дискуссии и «информационные бои» для развития мышления, убеждений и логического формулирования мыслей;
— беседы о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
— практико-ориентированные проекты с конкретным результатом, поощряющие профессиональную самостоятельность;
— общение с интересными людьми, чтение и просмотр фильмов по рекомендации педагога, культурные мероприятия, путешествия, развивающие кругозор и эрудицию;
— тренировки устной и письменной речи, ораторских навыков.
Одаренные требуют особого внимания
Из 15—18 человек, составляющих группу, как правило, находятся двое-трое, серьезно настроенных получить журналистскую профессию. Они обычно более развиты, одарены литературными или режиссерскими способностями. Им необходимо уделять больше внимания. Но как совместить «базовые» занятия с «углубленными»? Не выделяя таких ребят явно, я усложняю им каждое практическое задание. Например, все пробуют писать эссе, а «даровитые» еще и составляют к своему эссе медиаплан: как можно обыграть тему в видеоформате, а позже, по возможности, реализуют свой сценарий.
Одаренных подопечных активно привлекаю к съемкам, участию в профильных конкурсах, обучающих семинарах и конференциях. Большим подспорьем служит Школа Росатома, в рамках которой существуют образовательные платформы «Атом ТВ» и «Атом МЕДИА». Мастер-классы от известных репортеров и операторов, выполнение контрольных заданий, публикация детских теле- и фоторепортажей в СМИ — все это дает мощный толчок к развитию и качественный скачок в профессиональном мастерстве.
Путевка в жизнь
Несколько лет назад мы влились в содружество педагогов и медиастудий страны, появившееся благодаря инициативным организаторам из Петрозаводска. Руководитель Петрозаводского детско-юношеского центра Денис Рогаткин получил грант Президента Российской Федерации на реализацию нескольких образовательных проектов, в которых мы приняли участие. Фестиваль детских команд из разных уголков страны, посещение исторических, архитектурных и природных жемчужин Карелии стали для наших юных участников отличной мотивацией к совершенствованию.
Результат такой работы: двое наших выпускников учатся в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения, две девушки закончили факультет филологии и журналистики Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, есть выпускницы журналистских факультетов РУДН, РАНХиГС и Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. А главный итог — они стали людьми с широким кругозором и достаточно глубоким пониманием жизни, что позволяет надеяться не только на их личное благополучное будущее, но и на профессиональную отдачу на благо государства.
ПОДЕЛИТЬСЯ: