Профориентация в дошкольном образовании

Сейчас, как правило, профессиональная ориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательной школы. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий узок, а знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только на начальном уровне обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к определению будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в семье работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить с различными видами труда, облегчить самостоятельный выбор в дальнейшем. Именно в детском саду дети должны знакомиться со всем многообразием профессий, считает Алла ЧЕМЕНЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования НИРО.

 

 

«Все работы хороши, выбирай на вкус!»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6) обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе», что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании позиционируется как знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения от 25 ноября 2022 г. № 1028) ставятся задачи в области социально-коммуникативного развития детей:

Для детей 5—6 лет — «формировать представления о профессиях и трудовых процессах». Педагог обогащает представления воспитанников о труде взрослых, знакомит дошкольников с разными видами производительного (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха, сфера культуры, медицина, торговля) труда. Создает образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между профессиями, обращает внимание воспитанников на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса (мотив, цель, инструменты и оборудование, содержание действий, выбор трудовых действий в соответствии с целью, результат): продавец продает товар покупателю, рабочий на фабрике изготавливает товар, шофер развозит товар по магазинам, грузчик разгружает товар.

Для детей 6—7 лет — «развивать ценностное отношение к труду взрослых; формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий». Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства дошкольников с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует встречи детей с представителями разных профессий; экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе; просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественной литературы для знакомства воспитанников с многообразием профессий современного человека. Проводит этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определенной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности.

Знакомство с профессиями осуществляется по нескольким направлениям:

— профессии сотрудников дошкольных образовательных организаций (воспитатель, няня, заведующий, повар, медсестра и пр.);

— профессии, приоритетные для данного городского или муниципального округа, в соответствии с ведущими предприятиями и профильными образовательными организациями высшего и среднего специального образования (рабочий — электрик, слесарь, сварщик; инженер; работники сельскохозяйственной отрасли и пр.);

— профессии героико-патриотической направленности — военный, космонавт, спасатель и пр.;

— социально значимые профессии — учитель, врач, социальный работник, эколог, полицейский и пр.

Созвездие профессий

В системе дошкольного образования Нижегородской области не только внедряются федеральные парциальные программы и методики ранней профориентации, но и разрабатываются свои проекты, программы и методические пособия по результатам инновационной деятельности и на основе эффективных образовательных практик.

Пользуется успехом у педагогов дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Созвездие профессий», созданная коллективом детского сада № 53 Канавинского района Нижнего Новгорода под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования НИРО Татьяны Ревягиной. К программе разработан УМК.

Направление «ДОО как среда возможностей для формирования созидательного начала в личностном развитии ребенка дошкольного возраста и ранней профориентации по направлению “Зеленые профессии”» реализуют детские сады № 6 «Светлячок» Канавинского района и № 441 «Кузнечик» Советского района Нижнего Новгорода. С помощью использования метеоплощадки, экологической тропы, игр и проектов экологической направленности у детей формируются представления о специфике работы эколога разных специализаций — гидроэколога, агроэколога, геоэколога, биоэколога, инженера-эколога.

Ярко выраженная краеведческая составляющая присутствует в знакомстве дошкольников с профессиями в Выксунском, Сергачском и Первомайском муниципальных округах. Так, знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями металлургического производства является темой инновационной деятельности детских садов № 13 «Вишенка» и № 29 Выксы. Ведущей формой работы с воспитанниками в данном направлении выступает игра — сюжетно-ролевая, дидактическая, режиссерская.

Педагоги детских садов № 9 «Рябинка» и № 12 «Солнышко» Сергача с помощью интерактивного оборудования знакомят ребят с профессиями, востребованными на АО «Сергачский сахарный завод» — градообразующем предприятии. Воспитатели детского сада № 12 «Солнышко» используют при этом детское телевидение — берут интервью у разных категорий работников завода, демонстрируют выставки рисунков на тематику, связанную с профессиями, созданные самими воспитанниками мультфильмы о профессиях.

 

 

Город мастеров

На базе Городецкого Губернского колледжа регулярно проводится чемпионат BabySkills среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Конкурс построен с учетом возрастных особенностей участников чемпионата, который становится ярким, запоминающимся праздником встречи с профессией, формирует у детей положительное отношение к профессиональному миру, любовь и добросовестное отношение к труду.

Дошкольные образовательные организации Городецкого муниципального округа в своей работе используют экскурсии, профориентационные занятия, игры, SMART- и проектные технологии.

В номинациях конкурса победили воспитанники детских садов:

 — компетенция «Поварское дело» — № 15 «Ромашка» р. п. Пижма Тоншаевского района, № 49 «Ручеек» Городца, № 15 «Ручеек» Сергача, № 22 Балахны;

— компетенция «Ресторанный сервис» — № 5 «Золотая рыбка» Богородска, № 9 «Ромашка» Семенова, № 21 Балахны;

— компетенция «Дошкольное воспитание» — № 48 «Белочка» и № 45 Заволжья;

— компетенция «Робототехника» — № 16 Городца, № 8 «Березка» Чкаловска, № 394 «Парус» Сормовского района Нижнего Новгорода, № 22 «Аленушка» с. Сицкое Чкаловского района;

— компетенция «Строитель» — № 15 «Ручеек» Сергача, № 45 и № 48 «Белочка» Заволжья, № 21 «Кораблик» д. Кузнецово Чкаловского  района;

— компетенция «Флористика» — № 5 «Золотая рыбка» Богородска, № 9 «Ромашка» Семенова, № 3 Ардатова, «Журавушка» п. Железнодорожный г. о. г. Бор;

— компетенция «Художественная роспись по дереву» — № 318 Московского района Нижнего Новгорода, № 14 и 49 «Ручеек» Городца;

— компетенция «Безопасность на дорогах» — «Жемчужинка» Сергача, № 49 «Ручеек» Городца, № 45 Заволжья, № 17 «Ягодка» Кстова.

«Пусть меня научат!»

Вопросы ранней профориентации активно решаются и в других дошкольных образовательных организациях Нижегородской области.

Согласно данным мониторинга, 58 ДОО имеют парциальную программу ранней профориентации детей дошкольного возраста. Более 10 % ДОО (132) могут представить обобщенный опыт ранней профориентации детей дошкольного возраста. Тематика опыта разнообразна:

Навигатум в мир профессий» (Городецкий м. о.);

 «Первые шаги в мир профессий» (г. о. г. Арзамас);

«Формирование инженерных компетенций дошкольников на примере реализации парциальной образовательной программы “От Фребеля до робота: растим будущих инженеров”» (г. о. г. Бор);

 «Личностно развивающая образовательная среда ДОУ как ресурс ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» (г. о. г. Кулебаки);

 «Безопасность. Знакомство с профессиями МЧС» (м. о. Павловский);

«Ранняя профориентация в рамках реализации СТЕМ-технологии», «Знакомство с профессиями в рамках реализации программы по финансовой грамотности» (г. о. г. Саров);

«Формирование предпринимательских навыков и ранняя профориентация через игровую деятельность: “Я и моя карьера”» (г. о. г. Чкаловск);

 «Формирование ценностного отношения к труду взрослых в процессе ознакомления с профессиями», «Волонтер», «”Профессии будущего”: конструктор, дизайнер, программист дронов», «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности», «Макетирование как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» и др. (г. о. г. Нижний Новгород).

 

 

Будущие профессионалы

Увеличивается количество детско-взрослых образовательных долгосрочных проектов, направленных на знакомство дошкольников с профессиями, — с 157 в 2021 году до 220 в 2022-м и уже 233 проектов только за первое полугодие 2023 года. Количество ДОО, реализующих проекты данной направленности, также увеличилось на 42,9 % в 2022 году и продолжает расти (191 только за первое полугодие этого года).

«ЭкоАрмия», «Робот-кондитер Пампушка», «Работа моих родителей», «Профи-центр», «Калейдоскоп семейных профессий», «Космическая туристическая база», «Детский Кидбург», «Человек труда», «Экскурсовод будущего», «Туристическое агентство», «Познавательно-игровой проект “Аэропорт”», «Сегодня мы дети — завтра профессионалы», «Инженеры в сфере медицины», «Инженеры судостроения» — вот некоторые наиболее интересные темы проектов. Все они соответствуют специфике производственной и социальной инфраструктуры Нижегородской области и знакомят детей с профессиями их ближайшего окружения, а также показывают спектр возможных привлекательных профессий будущего.

Позитивна и динамика охвата дошкольников проектами ранней профориентации. Если в 2021 году в них участвовали 4410 детей, то в 2022-м — уже 5130, а за первое полугодие этого года — 6858. Это свидетельствует о возросшем интересе к данной проблеме.

На федеральном уровне некоторые детские сады публикуют собственные, авторские разработки. Так, детский сад № 94 компенсирующего вида Дзержинска опубликовал методические рекомендации для воспитателей по планированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

В Нижегородской области регулярно проводятся: Всероссийский чемпионат детского робототехнического творчества «РОБО#МИШКА», Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я —  сследователь!», Всероссийский профессиональный алгоритмический конкурс для педагогов и обучающихся (воспитанников) групп детей старшего дошкольного возраста «ЭкоБот». В этих конкурсах участвуют ДОО из девяти районов области.

Проблема — поиск — решение

Организация знакомства дошкольников с миром профессий требует серьезных изменений. Необходимы новые парциальные программы, технологии, методики, развивающая дидактика; ищутся современные и эффективные формы взаимодействия с детьми в разных видах деятельности и культурных практиках. На решение данных задач нацелена инновационная деятельность ДОО области. Сегодня в регионе действуют 53 инновационные площадки, тематикой которых являются, например:

«Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста как фактор успешной социализации» (г. о. г. Арзамас);

— детский сад № 13, школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов (структурное подразделение детский сад) — «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования “От Фребеля до робота: растим будущих инженеров”» (м. о. Балахна);

— детские сады № 15 «Ручеек», № 12 «Солнышко», № 8 «Сказка» — федеральная сетевая инновационная площадка «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования “От Фребеля до робота: растим будущих инженеров”»; детский сад № 12 «Солнышко» — федеральная инновационная площадка «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта “ТехноМир: развитие без границ”» (г. о. г. Сергач);

— детский сад № 129 — «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников как условие позитивной социализации личности» (г. о. г. Нижний Новгород, Приокский район).

Для ранней профориентационной работы в детском саду важно создание профильной инфраструктуры. В 256 образовательных организациях (22,5 % от общего числа ДОО области) созданы специальные условия для знакомства воспитанников с разными профессиями — музеи, выставки, тренажеры, игровые центры, макеты, модели, кабинеты профессий и пр.

Есть проблемы, но и уже запущены механизмы их решения. Благодаря знакомству с эффективными образовательными практиками ранней профориентации в ДОО многие детские сады осознают значимость данной работы и поставят ее в качестве одного из приоритетов своей деятельности.

 

Школа № 7, август 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN