В гостях у сказки
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной готовности ребенка к школе, замечает Ольга ЕЛШИНА, педагог-психолог детского сада № 47 «Ладушки» Заволжья Городецкого района.
Что такое школьная готовность?
Готовность ребенка к школе — это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Когда говорят о готовности к школе, имеют в виду не отдельные умения и знания, а определенный их набор, в котором можно выделить интегративные уровни: познавательного развития, речевого развития, сформированности навыков учебной деятельности, личностного развития, эмоционального развития.
Исходя из этого, выделяют следующие критерии школьной готовности:
— личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его возможностью получить новые знания;
— интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запасы конкретных знаний, интерес к знаниям;
— коммуникативная готовность — умение общаться со взрослыми, сверстниками, действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы;
— физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
В наши дни особенно актуальна проблема развития коммуникативного компонента готовности к школе, когда к личности выпускника ДОО предъявляют более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Именно несформированность у ребенка коммуникативной готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих в первый год обучения в школе.
В психологии коммуникативная готовность определяется как индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Программа «В гостях у феи Здравствуйте»
Процесс формирования коммуникативной готовности к школе в нашем детском саду связан с разработкой развивающей программы «В гостях у феи Здравствуйте», целью которой является становление у детей умений:
— общаться при помощи речевых и неречевых средств (мимика, жесты);
— вести себя в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестикуляции, расположение партнеров лицом друг к другу);
— разрешать конфликтную ситуацию;
— выражать свое настроение и понимать эмоциональное состояние собеседника.
Структура занятия состоит из четырех этапов: ритуала начала занятий, постановки проблемы, своевременного поиска путей решения проблемы, ритуала прощания.
В содержание включены игры и игровые упражнения, которые широко используются в психопрофилактической работе с дошкольниками, разработанные О.В. Хухлаевой: «Через стекло», «Имя-цветок», «Комплимент», «Любимый сказочный герой» и др.
Ритуал начала занятия представляет собой игровое упражнение, направленное на сплочение группы, на снятие эмоционального напряжения. В основной части ведущими приемами являются: беседа по ранее прочитанным сказкам и рассказам, проигрывание ситуаций, дающих воспитанникам возможность не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально переживать ее; продуктивный вид деятельности — рисование; вспомогательный прием — слушание музыки. В заключительной части используются игровые упражнения и этюды, направленные на мышечное расслабление, двигательное раскрепощение, воспитание гуманных отношений между детьми: «Волны», «Факиры», «Пылесос и пылинки», «Фея сна».
Взаимодействие с родителями и педагогами
Необходимым условием успешного формирования коммуникативной готовности к школе является и консультативная работа с родителями и воспитателями, так как культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом с ним взрослых. В нашем детском саду эта работа представлена разнообразными формами: родительское собрание, круглый стол, тренинг общения с ребенком, консультации (индивидуальные, групповые, стендовая информация, консультации на сайте ДОО).
Итак, коммуникативная готовность детей к обучению в школе является одним из важнейших шагов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в общеобразовательной организации. Но усвоение коммуникативных навыков у детей не будет хорошим, если в ДОО не будут целенаправленно формироваться данные навыки, позволяющие ребенку успешно адаптироваться в коллективе школьников и иметь все предпосылки для успешной самореализации.
ПОДЕЛИТЬСЯ: