«Выходите, молодцы, выходите, девицы, в игры играть, хороводы водить!»
Народные игры для дошкольника — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя, отмечает Светлана КУРТЫГИНА, инструктор по физической культуре детского сада «Радуга» Бутурлинского муниципального округа.
Народные игры
Приобщение воспитанников нашей ДОО к культуре народов России является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Народные игры в ненавязчивой форме учат быть добрыми, трудолюбивыми, понимать природу, гордиться родным краем, физически укрепляют организм. Также они помогают закрепить знания, полученные на занятиях, познакомить ребенка с предметами русского быта (веретено, плетень).
Работая инструктором по физической культуре, я использую в своей деятельности народные подвижные игры, игры с мячом, игры-хороводы. Они улучшают здоровье, развивают двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость, содействуют физической подготовке, прививают интерес к упражнениям и спорту, способствуют созданию положительного эмоционального настроя. В народные игры мы играем и на занятиях по физической культуре, и на прогулке, включаем их в досуги и праздники.
Игры малой и средней подвижности, игры-хороводы я применяю во вводной и заключительной частях занятия: например, «Бабушка Маланья», «У дедушки Трифона», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Сиди, Яша», «Со вьюном я хожу», «Веретено». Такие игры, как «Баба Яга», «Мороз Красный нос», «Сова», «Горелки», «У медведя во бору», «Плетень», очень подвижны, поэтому включаю их в основную часть в разделе «Подвижная игра».
Учимся, играя
В соответствии с календарным планированием (тема «Народная культура и традиции») занятие по физической культуре может быть полностью посвящено русским народным играм, где дети знакомятся с новыми играми, а также повторяют разученные ранее. Выяснилось, что дошкольникам сложно выполнять какие-то элементы — быстро сцепить руки в игре «Плетень», закрутить колонной «веретено», поэтому важна предварительная работа, где ребятам даются определенные задания. Так, для игры «Веретено» сначала я использовала длинный шнур, при помощи которого выкладывала спираль, по которой дети двигались. Затем спираль убирала, и малыши закручивали «веретено» самостоятельно.
Большую популярность у воспитанников имеют игры с мячом. Для успешного освоения подвижных игр с мячом дошкольники должны предварительно хорошо овладеть основными приемами игры, например, «Свечки» (подбрасывание мяча вверх и ловля его), «Поднебески» (подбрасывание мяча и ловля его после отскока), «Гвозди ковать» (отбивание мяча о пол), «Вертушки-перевертушки» (подбрасывание мяча вверх, отбивание тыльной стороной ладони, затем ловля) и др. Данные упражнения помогают подготовить детей к успешному овладению играми с мячом, для которых им понадобятся ловкость и координация. С этими приемами я знакомлю воспитанников в основной части занятий, а также даю рекомендации воспитателям, которые применяют эти упражнения в свободной деятельности ребят и на прогулке.
Для игр с мячом использую разные мячи. Например, в игре «Охотник» беру малые поролоновые мячи, чтобы не причинять боль ребенку, которому не удалось перепрыгнуть мяч. В игре «Встреча» при ударе мячами друг о друга они отскакивали, и дети путали их. Для предотвращения споров я стала использовать разноцветные шарики из сухого бассейна, где каждой паре давала шарики одного цвета. В таких играх, как «Летучий мяч», «Мяч кверху», чтобы не травмировать воспитанников, больше подойдет легкий накачанный мяч.
Взаимодействие с педагогами
Ознакомление малышей с народными подвижными играми ведется в тесном сотрудничестве с воспитателями. В некоторых играх присутствует большой стихотворный или разговорный текст. Время на физкультурном занятии ограничено, поэтому педагоги разучивают с детьми слова, считалки. Для этого разработаны картотеки игр по степени подвижности, игр с мячом, старинных и современных считалок. Некоторые считалки разучиваю с ребятами, используя их в конце утренней гимнастики вместо речевки.
Разученные игры закрепляются на праздниках, развлечениях, дети с удовольствием играют в них самостоятельно. В ноябре прошлого года воспитанники подготовительных групп приняли участие в фестивале «Мы славимся не только русской силой, но и традицией народа своего», который проходил в нашем детском саду в рамках объявленного Года культурного наследия народов России. Они презентовали русскую народную игру «Сиди, Яша». Для фестиваля были изготовлены русские народные головные уборы, которые в дальнейшем будут применяться в играх.
ПОДЕЛИТЬСЯ: