«Край родной, навек любимый…»
Как построить методическую работу с педагогами ДОО, направленную на повышение качества образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой родного края, посредством использования технологии «Мировое кафе» (World Cafе)? Рассуждает Наталья ЛЮКИНА, старший воспитатель детского сада № 25 «Сувенир» Павлова.
Почему сегодня это важно
Приоритетным направлением работы нашей дошкольной образовательной организации является создание эффективной образовательной среды, воспитывающей у дошкольников любовь и ценностное отношение к родной природе.
Начали мы с мотивирования педагогического коллектива на решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» через приобщение детей к ценностям «родина» и «природа». Перед воспитателями встали вопросы: как сформировать у ребят познавательный интерес к природе, воспитать бережное и заботливое отношение к ней? Поиску ответов и практических решений проблемы помогла технология «Мировое кафе» («World Cafe»), ставшая эффективным средством организации групповой коммуникации.
Создание необходимых условий
Участники события собрались в музыкальном зале. Атмосферу уютного кафе помогли создать столики с белыми бумажными скатертями (для фиксации идей и предложений), вазочками и сладостями, а также легкая, непринужденная музыка...
Ведущий обозначил проблемы для обсуждения в кафе, связанные с воспитанием у дошкольников любви и ценностного отношения к родной природе и созданием для этого соответствующей воспитывающей среды. Но прежде чем начать работу, участники познакомились с этикетом и правилами «мирового кафе». В соответствии с ними «посетителям» кафе предлагалось «не распыляться» и фокусировать внимание на самом важном, «не отсиживаться», а значит, вносить свои мысли, мнения, размышления, «говорить свободно и искренне», без намеков и от всего сердца, слушать всех, чтобы понимать, связывать и соединять идеи.
«То березка, то рябина...»
Словосочетание «родная природа» содержит в себе потенциал патриотического воспитания, соединяя ценности «родина» и «природа». Среди неофициальных символов России много природных объектов, отражающих неповторимость русской природы, ее особенности. В этой связи воспитателям было предложено подумать и назвать виды флоры, фауны и природных ландшафтов, которые являются характеристиками нашей природы в целом или природы малой родины — Нижегородчины, родного города Павлово.
Среди флоры педагогами были названы береза, василек, ромашка, колокольчик, иван-чай, клевер; перечислены представители фауны, такие как медведь, соловей, олень, журавль, соболь. В группу русских природных ландшафтов были отнесены поля, леса, озера, наши реки — Ока и Волга. Чтобы конкретизировать содержание образовательной работы с детьми, мы выбрали три объекта — береза, соловей, река Ока.
Организация групповой коммуникации
Построение эффективной воспитывающей среды проходит по трем линиям: линия «от взрослого», линия «от совместной деятельности ребенка и взрослого» и линия «от ребенка». Первая линия («от взрослого») предполагает создание предметно-образной среды, способствующей воспитанию необходимых качеств. Линия «от совместной деятельности ребенка и взрослого» подразумевает специально организованное педагогическое взаимодействие ребенка и взрослого, обеспечивающее достижение поставленных воспитательных целей.
Таким образом, учитывая все компоненты воспитательной работы, которыми являются когнитивно-смысловой (смыслы, знания), эмоционально-ценностный (чувства, ценности), регуляторно-волевой (деятельность), воспитатели в малых группах за столиками предлагали свои идеи:
— Каким дидактическим, игровым материалом необходимо пополнить РППС группы и в каких центрах?
— Что можно рассказать дошкольникам об этом природном объекте?
— Какие образовательные мероприятия и события желательно организовать с детьми в группе?
«Посетители» кафе, разделившись на три группы, выбрали «модератора стола», задача которого — оставаясь за своим столиком, знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей деятельности группы и фиксировать новые идеи. В ходе работы были объявлены три раунда: «Русская березка», «Соловей — символ Руси», «Наша Ока — щедрая река». Воспитатели, переходя от столика к столику, участвовали в совместном поиске идей и творческих решений по поставленным вопросам, обменивались мнениями, формировали коллективный опыт, делились профессиональными знаниями. Удачным было то, что за каждым столиком оказались молодые педагоги и педагоги со стажем. Данная ситуация способствовала профессиональной поддержке начинающих воспитателей и стимулировала максимально быстрое включение их в деловой разговор.
Подведение итогов
Когда все группы возвратились к тому столику, где были первоначально, настало время, используя «скатерть», познакомить друг друга с собранными идеями и предложениями по вопросу воспитания ценностного отношения к природе родного края на примере ознакомления дошкольников с березой, соловьем и рекой Окой.
Свои оценки и впечатления от встречи и общения в «мировом кафе» участники выразили в заключительной рефлексии «Ключевое слово», ассоциируя их со словами: познавательно, интересно, сплоченность, команда, патриотизм, родина, новое, польза.
Итоги коллективной работы воспитателей по выполнению творческих заданий легли в основу их будущих методических разработок, многие из которых были представлены коллективу через открытые просмотры детской деятельности. Для старших дошкольников составлены познавательно-исследовательский проект «Русская береза» и конспект занятия по аппликации из бересты «Сердечко для мамы». В соответствии с разработанным тематическим планом по ознакомлению с рекой Окой в старшей группе проведено открытое занятие «Путешествие по Оке с веселой капелькой». Для воспитанников подготовительной группы организовано музыкальное развлечение «Соловьиный праздник». В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи реализован информационно-творческий проект «Красота русской природы в произведениях искусства».
ПОДЕЛИТЬСЯ: