Играя, становимся патриотами
Важнейшим условием патриотического воспитания дошкольников является приобщение к культуре своего народа как первой ступени познания и постижения общечеловеческих ценностей, утверждает Любовь МАКСИМЧЕВА, воспитатель детского сада «Светлячок» села Кремницкое Бутурлинского района.
Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с родным краем — основная часть работы в указанном направлении. И здесь нельзя недооценивать значение дидактических игр, точно подобранное содержание которых формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о родном крае, об истории своей страны, ее традициях и обычаях.
Дидактические игры в воспитании патриотических качеств у дошкольника развивают интерес не только к историческому прошлому, но и к настоящему и будущему родного города, края, страны, формируют эмоционально-положительное отношение к окружающему. Работа с детьми в данном направлении включает в себя пять блоков: «Семья», «Малая родина», «Родная страна», «Родная природа», «Родная культура».
Блок «Семья»
Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В рамках этого блока воспитанники получают знания о своем ближайшем окружении, семье. Семейное изучение родословной поможет детям начать осмысление важных моментов: корни каждого — в истории и традициях семьи; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций.
Углублять представления о семье помогают дидактические игры: «Моя дружная семья» (малыши из разрезных картинок собирают семью), «Древо семьи», «Угадай, кто это?» (по силуэту надо подобрать члена семьи).
Блок «Малая родина»
Знакомство с Родиной начинается с детского сада, с улицы, по которой идешь в детский сад. Ребята получают краеведческие сведения о родном селе, районе, области; знакомятся с историей возникновения своего села, его достопримечательностями, традициями, символикой, знаменитыми земляками.
В этом блоке собраны дидактические игры по двум направлениям:
— знакомство с Нижним Новгородом и Нижегородской областью — «Веселая азбука» (приведены узнаваемые места города, подобраны загадки, сделаны разрезные картинки), «Моя малая родина» (дети знакомятся с достопримечательностями города, его знаменитыми людьми и памятниками, собирают разрезные картинки), «Собери герб» (история возникновения герба Нижнего Новгорода);
— знакомство с Бутурлинским районом — «Лэпбук “Бутурлинский район”», «Собери герб района».
Блок «Родная страна»
Дошкольники получают географические сведения о территории России, ее нахождении на карте и глобусе, знакомятся с государственной символикой, столицей государства — Москвой и другими городами.
Закрепить приобретенные знания помогают игры: «Собери герб России», «Пирамидка» (нравственно-патриотическая игра, помогающая наглядно увидеть разницу между районом, областью, страной и миром), «Достопримечательности Москвы».
Блок «Родная природа»
При ознакомлении с родной природой дети получают элементарные сведения о характерных особенностях природы своего края, о природных богатствах страны, знакомятся с природно-климатическими зонами России.
Для изучения и закрепления знаний о природе родного края и России используются макеты природных зон страны (к макетам прилагаются альбомы, где представлены климатические условия каждой зоны, характерные для этих зон животные и растения, экологические проблемы данного региона, условия приспособления к жизни в данных зонах).
Дидактические игры, используемые в этом блоке: «Волшебный цветочек» (закрепление природных зон России); «Угадай» (ребятам предлагаются карточки с девятью закрытыми окошками, и они по моделям определяют, кто спрятался в окошке с вопросительным знаком; закрепляются обобщающие понятия: птицы, цветы, животные, рыбы); «Деревья нашего края»; «Экологические знаки» (воспитанники знакомятся с правилами поведения в природе); «Экологический светофор» (с помощью огоньков светофора малыши определяют хорошие и плохие поступки человека в природе); «Лекарственные растения» (дети узнают о лекарственных растениях Нижегородской области).
Знакомя дошкольников с природой родного края и России, мы не только проводим природоохранные мероприятия, но и воспитываем любовь к каждому объекту природы.
Блок «Родная культура»
Важно сформировать у воспитанников любовь и уважение к культурным ценностям и традициям, праздникам своего народа. Чувства уважения и гордости помогают прививать дидактические игры с «национальным колоритом»: «Русская культура» (знакомит с бытом, традициями и праздниками наших предков); «Раньше и сейчас» (дети учатся сравнивать бытовые предметы, которые были раньше у наших предков, и современные, которые пришли им на смену); «Подбери наряд» (ребята узнают о разных национальных костюмах); «Народы России» (изучение многонациональной российской культуры); «Русский сувенир», «Веселые матрешки», «Подбери узор», «Дымковские барышни»; «Чудо-узоры» (знакомство с народным декоративно-прикладным искусством учит дошкольников ценить и любить мастерство своего народа, вызывает чувство гордости за красоту, сделанную руками мастеров своей страны).
ПОДЕЛИТЬСЯ: