Душевное тепло ничем не заменить
В апреле в Починковском детском саду № 1 состоялась дискуссия в Школе современного родителя по теме «Проблемы речевого развития детей», рассказывают Наталья ИЛЮШЕЧКИНА, заведующая детским садом, и Ирина ЮЧЕНКОВА, учитель начальных классов Починковской школы.
Родители и дети
Организаторами мероприятия и спикерами, кроме авторов статьи, выступили воспитатель Ирина Лоева и учитель-логопед Светлана Тяпухина.
На дискуссии обсуждались важные вопросы: о том, что нужно знать родителям о своих детях; о проблемах речевого развития дошкольников в современных условиях; о готовности ребенка к школе; об играх, которые помогают малышам. Также были разобраны разные ситуации, интересующие родителей.
Открыла дискуссию Ирина Лоева. Она рассказала родителям о том, как важно и нужно ценить время, о том, что детям мы и наше внимание нужны здесь и сейчас, а не потом, когда мы освободимся!
Для ребенка в любом возрасте важную роль играют семейные традиции и домашние ритуалы. Для детской психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребенок ориентируется во времени, в них черпает уверенность в том, что в доме все идет своим чередом. Верность родителей домашним привычкам малыша представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к нему.
Развивать речь ребенка
Продолжила беседу Светлана Тяпухина. Она предложила родителям поговорить о проблемах речевого развития дошкольников. Родители высказали собственное мнение о речи своих детей, поделились семейными проблемами из-за того, что те плохо говорят. После чего Светлана Васильевна сообщила о том, что, согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы увеличивается. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60 %).
Формирование правильной и чистой речи у ребенка — важная задача для дошкольной образовательной организации. Развитие речи, включающее становление умений четко произносить звуки и различать их, правильно строить предложения и т. д., — одна из насущных проблем, стоящих перед педагогами. Правильная речь является одним из показателей готовности малыша к обучению в школе, залогом успешного освоения им грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети с недоразвитием последней являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у дошкольника, то возникнут трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Светлана Васильевна отметила, что родители и педагоги должны создавать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребенка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причем правильно и четко. К тому же речь взрослого является объектом для подражания, а потому он должен следить за тем, как говорит.
В процессе дискуссии родители вместе с логопедом разобрали, какие органы задействованы в процессе речи. Светлана Васильевна рассказала и показала, как тренировать подвижность артикуляционного аппарата при помощи упражнений: «Улыбка», «Слоник», «Часики», «Качели», «Лошадка» и т. д.; как развивать правильное речевое дыхание: «Фокус», «Погрей ладошки», «Пианино» и др.; как формировать фонематический слух: «Отгадай, что я делаю», «Поймай звук» и т. д. Также все обратили внимание на то, что речь зависит от развития мелкой моторики, и вместе вспомнили игры: «Лего», «Мозаика», «Пластилин», «Конструктор», работа ножницами и т. д.
В сотрудничестве с педагогами
Наталья Илюшечкина рассказала о том, что ранее дети практически не имели речевых дефектов, потому что общались в семьях с родителями, родными и сверстниками. Сегодня же педагоги ДОО выделяют большой процент дошкольников, нуждающихся в коррекции речи, у многих выявляют тяжелые формы речевых нарушений. Но с помощью специалистов все можно исправить. Ими разрабатываются адаптированные программы для устранения речевых нарушений. Для этого нужны согласие родителей для прохождения обследования на ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) и получение заключения о возникших нарушениях у детей: ТНР, ЗПР, ФФНР, ОНР (I, II, III уровней). Но многие родители отказываются проходить комиссию, чем лишают детей помощи профессионалов. Наталья Павловна попросила родителей не бояться, а как можно быстрее среагировать на данную ситуацию и оказать помощь своему ребенку.
Поддержала коллег в этом вопросе и Ирина Юченкова. Она обобщила все предыдущие выступления, отметив, что в них была затронута самая важная и нужная тема — речевое развитие в дошкольном возрасте. В настоящее время большое количество детей приходят в школу с дефектами речи, а это влечет за собой много проблем. Первоклассники с нарушениями речи начинают отставать от сверстников, делают ошибки при написании, плохо читают.
Закончилась дискуссия рефлексией. Все родители отметили, что получили новые знания о различных приемах развития речи дошкольников, увидели, чем занимается их ребенок в детском саду. А самое главное — педагоги ДОО и учитель начальных классов получили обратную связь от родителей.
ПОДЕЛИТЬСЯ: