Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников
Важнейшая задача ФГОС ДО — объединение развития и воспитания в общий образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Нравственно-патриотическое воспитание — одно из существенных звеньев системы воспитательной работы в детском саду. В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что воспитание патриотизма и гражданственности является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Об этом повествует Оксана ФОМИНА, воспитатель детского сада № 3 «Улыбка» села Таремское Павловского муниципального округа.
На чем основывается нравственно-патриотическое воспитание?
Чувство любви к Родине возникает у ребенка с взаимоотношения к семье, к близким людям — маме, папе, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восторга от того, что малыш видит перед собой, чему он удивляется и что пробуждает отзвук в его душе. И хотя большинство впечатлений еще не понятны ребенку полностью, для детского восприятия они имеют большое значение. Творения устного народного творчества воспитывают любовь к традициям народа и содействуют формированию патриотической личности.
Нравственно-патриотическое воспитание в предметно-развивающей среде
В нашем детском саду мною и коллегами организован патриотический уголок, который насыщен различными материалами. В оснащении уголка принимали участие и родители. Например, экспозиции «Народная игрушка», «Наша Родина — Россия», «Православные праздники Руси», «Земля моя родная», «Русская изба» и др., к которым могут обращаться и дети, и родители, и педагоги ДОО. Создавая уголок патриотического воспитания, мы учитывали психологические возможности каждой возрастной группы детей. Для старших дошкольников разместили материалы, формирующие гражданскую позицию ребенка, а за основу патриотического воспитания взяли краеведение, знакомство с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России.
Для решения поставленных задач были созданы дидактические игры по патриотическому воспитанию: «Собери картинку», «Кто лишний», «Мемо. Символы России», «Собери медаль», «Собери флаг», «Города-герои», «Герои страны» и др.
Народная культура — основа нравственно-патриотического воспитания
Использование элементов народной культуры позволяет воспитанникам ощутить себя частью нашего народа. В ДОО мы собираем предметы старинного русского быта и воссоздаем обстановку избы. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в «избе» или «комнате русского быта». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. Праздники проходят с шутками, прибаутками, частушками, загадками.
Русский праздник для малышей — это всегда весело, игры, забавы. Ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».
Также нами проводились занятия по ознакомлению детей с русской матрешкой, богородской и филимоновской игрушками и др. Часто играем с воспитанниками в народные игры. Например, в играх «В деревню к бабушке», «Кафе-бар русских напитков», «Проводы Масленицы» закреплялись представления о жизни и быте русского народа.
Фольклор и художественная литература в воспитании патриотизма
Несомненно, в устном народном творчестве лучше, чем где-либо, описаны черты, характерные для русского человека, свойственные ему нравственные ценности, суждения о доброте, красоте, справедливости, смелости, трудолюбии.
Дети восхищаются и удивляются, слушая рассказы о представителях разных профессий. Знания о случаях проявления мужества и героизма воодушевляют ребят, пробуждают в них желание освоить «героическую» профессию, служить людям и Отечеству. Например, старшие дошкольники с большим увлечением слушают серьезные песни о Великой Отечественной войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы: «Синий платочек», «Огонек», поют песни «Смуглянка», «Катюша».
Взаимодействие с родителями
В рамках работы с родителями дошкольников мы используем ресурс сайта ДОО, там же размещаем опросы, памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию. Активно применяем дистанционные формы общения: ведение блога в соцсетях, организация закрытых чатов в соцсетях и мессенджерах, где родителям регулярно отправляем для ознакомления статьи на темы воспитания, наглядный материал, рисунки и выступления детей на патриотических праздниках, досугах, акциях.
Увлекательные путешествия по истории страны
Отметим эффективность образовательных занятий по данному направлению. В первом полугодии учебного года нами проведено занятие по ознакомлению с предметным окружением «Нарядные народные игрушки». В ходе занятия у малышей воспитывались бережное отношение к труду, патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры. В качестве оборудования мы использовали: игрушки — дымковскую, филимоновскую, каргопольскую, богородскую, изображения с элементами росписей, записи с русскими народными мелодиями.
На занятии по конструированию «Конусная игрушка “Русский народный костюм”» познакомили дошкольников с историей русского национального костюма, народными традициями. У воспитанников формировались умение конструировать по замыслу с учетом особенностей материала, развивались умения устанавливать элементарные связи с опорой на представления о ближайшем окружении, а также воспитывались аккуратность, организованность, интерес к русской культуре, стремление к познавательной деятельности.
ПОДЕЛИТЬСЯ: