«Если добрый ты...»

Проблема нравственного воспитания — одна из актуальнейших проблем в современной педагогике детства. Информация, полученная ребенком в дошкольный период, выступает основой для его дальнейшего формирования как личности. И важным средств получения детьми информации о нравственных ценностях является сказка. С помощью сказок малышу проще приобрести нравственный опыт, так как ребенок и сказка — неразделимы, сказка создает мир, удобный и приятный для восприятия дошкольника. Поэтому Светлана САМОЙЛЕНКО и Галина ГЕНЕРАЛОВА, воспитатели детского сада № 20 «Земляничка» Кстова, решили при формировании нравственных понятий у воспитанников их группы широко использовать русскую народную сказку.

 

 

Читайте детям сказки!

На начальном этапе работы нами была проведена диагностика по выявлению динамики развития у детей среднего дошкольного возраста нравственных качеств. Исходя из данных мониторинга, мы сделали вывод о том, что недостаточный уровень сформированности некоторых качеств, например доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и другими людьми, требует дополнительного внимания как воспитателей, так и родителей.

После анализа предметно-пространственной среды по данной теме в дошкольной образовательной организации возникла необходимость ее обогащения:

— центр книги был пополнен новыми книгами русских народных сказок, иллюстрациями, открытками с изображением героев сказок;

— в речевой центр были приобретены и изготовлены дидактические и настольно-печатные игры: «Мои любимые сказки», «Расскажи сказку» и др.;

— для центра театра были изготовлены театры по сказкам: «Бычок — смоляной бочок», «Зимовье», «Петушок и бобовое зернышко» (на фланелеграфе, плоскостной, настольный на цилиндрах, пальчиковый);

— в игровую зону были приобретены и изготовлены реквизиты для разыгрывания сказок, набор кукол, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов героев сказок, маски, сарафаны и рубахи для детей;

— в центр изо — раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

«Сказка ложь, да в ней намек»

В начале года мы подобрали сказки, соответствующие возрасту дошкольников. Отбирая сказки, продумывали, как сказка может повлиять на ребенка, какие чувства вызовет. После рассказывания или чтения сказки обязательно проводили беседу по ее содержанию, целью которой было помочь детям выразить свое отношение к ее героям, развить навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам персонажей.

В течение года нами были проведены беседы с опорой на сказки: «Спешите делать добро», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Учимся прощать», «Если добрый ты...», «Как стать вежливым». После прочтения сказок мы привлекали воспитанников к рассматриванию иллюстраций, во время которого они пересказывали сюжет и отвечали на вопросы нравственного характера.

Еще одна из форм работы со сказкой — дидактические игры, которые способствовали развитию умения слушать друг друга, работать рядом, уступать, помогать друг другу. Мы играли с детьми в дидактические игры: «Собери и расскажи сказку», «Чья песенка», «Назови сказку», «Узнай героя сказки по описанию», «Расскажи сказку по героям», «Опиши героя» и т. д.

Дошкольный театр

Одной из форм активного восприятия сказки является театрализованная деятельность. Именно она позволяет сформировать у малышей опыт и навыки социального поведения. Данный метод «превращения» ребят в героев сказок способствует не только развитию эмпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки ее героев, а исходя из этого, и поступки окружающих людей.

Дети с большим желанием участвовали в инсценировках небольших сценок по сказке «Бычок — смоляной бочок», в играх-драматизациях по сказкам «Пузырь, соломинка и лапоть» и «Зимовье», в инсценировке по сказке «Петушок и бобовое зернышко». Участие в театрализованной деятельности доставляло малышам огромную радость. Мы вовлекали воспитанников в различные нравственные ситуации по сказкам: так, дошкольники с удовольствием помогли зверям построить новое просторное зимовье, а для Пузыря, Соломинки и Лаптя возвели мост через реку.

Чему учит сказка?

В качестве итогового мероприятия мы подготовили и провели с детьми развлечение «Чему учит сказка».

В волшебном сундуке малыши нашли свиток, в котором была просьба Иванушки о помощи. Воспитанники отправились в дорогу, на которой постоянно решали задания, иначе пройти дальше было нельзя.

Например, в пути ребятам встречались разные сказки, и нужно было рассказать: чему учит нас данная сказка? В задании «Что не так?» нужно было исправить ошибки, которые сделал художник в иллюстрациях к сказкам. В задании «Волшебный узелок» дети по очереди доставали картинки, называли персонаж и определяли, чем он плох или хорош. Малыши рассказывали, какие герои встречаются в сказках чаще: хорошие или плохие, с какими героями им хотелось бы дружить.

Затем ребята поиграли в игру «В темном лесе есть избушка, стоит задом наперед». Дети выяснили, почему Баба Яга украла Иванушку: да потому что ей было скучно одной! И воспитанники предложили Бабе Яге поиграть с ними в игру «Баба Яга». На прощание малыши станцевали с ней танец «Подружись». В итоге дети вместе с Иванушкой сделали вывод: сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и всегда побеждает зло. Мы тоже будем совершать добрые поступки.

В результате проведенной работы воспитанники стали более открыты добру, позитивны к окружающему миру, другим людям и самим себе. В ходе целенаправленного и системного использования русских народных сказок у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать, «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей.

 

Школа № 7, август 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN