Волшебная сказкотерапия
Читая сказку, мы отправляемся в волшебное путешествие, которое захватывает и детей, и взрослых. С помощью сказки, мы, взрослые, сможем объяснить самые важные моменты из жизни, а также вызвать у детей желание активно разговаривать, вступать в диалог и обсуждать героев, утверждают старший воспитатель Починковского детского сада № 8 Ольга МОРОЗОВА и воспитатель Елена ПУРГИНА.
Педагоги дошкольных образовательных организаций все чаще обращают внимание на то, что дома малышу не читают сказок. А ведь чтение сказок является важным аспектом развития детей. В сказках они видят интересный, захватывающий мир, который больше понятен им. Если ребенок верит в Деда Мороза, в чудеса, которые происходят в новогодние праздники, то его детство можно назвать счастливым, а эмоциональному состоянию можно дать высокую оценку.
Развитие умственных способностей дошкольников можно охарактеризовать формированием образного мышления. Детям легко представить и подумать о предметах, не видя их, проанализировать и сравнить их. Малыши с помощью сказки пытаются сформировать модели действительности и составить ее описание.
Сказка — это знаковая система. С ее помощью ребенок интерпретирует действительность. Сказкотерапия направлена на повышение самооценки, увеличение словарного запаса, развитие воображения и мышления.
Каждая группа сказок рассчитана на определенный возраст. Например, малышам двух-трех лет больше понятны и близки простые по содержанию и короткие сказки, где в главных ролях выступают знакомые им животные — зайки, волки, мишки и люди из ближайшего окружения — дедушки, бабушки, дети. В таких сказках, как «Колобок», «Репка», «Три медведя», простые персонажи, играючи, с песнями и шутками, рассказывают детям о серьезных вещах. После прочтения этих сказок малышам хочется перевоплощаться в главных героев, копировать их манеру поведения и повторять фразы за ними.
Основной принцип подбора сказок для дошкольников — актуальность проблемной ситуации, ее простота и доступность для данного возраста, нравственный урок, который сможет дать сказка.
Читая сказку «Репка», детям можно показать то, что только помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь» заключается в том, что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное — не сила, а смекалка. В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
В нашем детском саду во второй группе раннего возраста «Цыплята» поселилась Бабушка Забавушка. Она добрая и знает все сказки на свете. Одета она в русский народный костюм и фартук. На фартуке есть большие карманы, в которых она всегда прячет сюрпризы, задания и загадки для малышей. Живет она в волшебном сказочном уголке, где хранит свои сказки. В уголке всегда чисто и уютно. На книжных полках располагаются разные книжки со сказками. Здесь же «живут» персонажи из сказок, которые помогают детям в знакомстве со сказками.
Есть у бабушки волшебный сундучок, в котором каждый день прячется сказка, и не просто прячется, а в виде персонажа или атрибута из сказки. Если это знакомая сказка, то ребята должны сказать, из какой сказки этот персонаж или атрибут. А если это новая, не знакомая малышам сказка, в сундуке прячется совушка, которая извещает о том, что сейчас дети услышат новую сказку.
Также в группе изготовлены дидактические игры, где главные герои приклеены на липучках. В данной игре ребенок может рассказывать сказку и помещать героя в нужное место в определенной последовательности.
Активно в сказкотерапии участвуют родители. Педагогу необходимо постоянно рассказывать им о роли сказок в развитии дошкольников, разъяснять значимость семейного чтения и подчеркивать его бесценный вклад в формирование у малыша нравственных ориентиров на основе положительных эмоций. Совместная работа воспитателей и родителей воспитанников в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников и их стремление сочинять сказки.
Совместно с детьми многие семьи изготовили замечательные книжки-малышки, которые теперь поселились в библиотеке Бабушки Рассказушки. Также на полках библиотеки разместился лэпбук по сказкам, в который малыши могут самостоятельно играть.
Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять ее героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогают дошкольнику словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенными опытом и знаниями. У воспитанников совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
ПОДЕЛИТЬСЯ: